Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2014 по делу n А70-5930/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 20 октября 2014 года Дело № А70-5930/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2014 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веревкина А.В., судей Глухих А.Н., Еникеевой Л.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепехиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9562/2014) Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки малого предпринимательства Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10 июля 2014 года по делу № А70-5930/2014 (судья Бедерина М.Ю.), принятое по иску Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки малого предпринимательства Тюменской области (ОГРН 1087232004056; ИНН 7202181137; место нахождения: г. Тюмень, ул. Республики, 24) к обществу с ограниченной ответственностью «Крона» (ОГРН 1067203326926; ИНН 7203179211; место нахождения: г. Тюмень, ул. Бабарынка, 1) о взыскании 1 256 571 руб. 11 коп., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, установил: Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки малого предпринимательств Тюменской области (далее – Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Крона» (далее – ООО «Крона», ответчик) о возврате 1 256 571 руб. 11 коп. субсидии. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 10.07.2014 по делу № А70-5930/2014 в удовлетворении иска отказано. Не соглашаясь с принятым судебным актом, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение, подлежащее взысканию. Считает, что условия для возврата субсидии ООО «Крона» истцу имеются. К жалобе истца приложены дополнительные документы (копии писем ОАО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания» №№ 1285/31/4 и 2284/23, которые возвращаются судом апелляционной инстанции истцу. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, независящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)). Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам (статья 268 АПК РФ). Руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ, а также положениями Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 36 от 28.05.2009, суд апелляционной инстанции возвращает дополнительные документы ввиду отсутствия ходатайства Департамента об их приобщении к материалам дела. В письменном отзыве на жалобу Департамента ответчик просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, жалобу – без удовлетворения. Представители сторон по делу, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. На основании статей 156, 266 АПК РФ ходатайство истца удовлетворено, суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены или изменения. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департаментом и ООО «Крона» заключен договор № 277 от 14.12.2012 о предоставлении истцом ответчику государственной поддержки (л.д. 9-11), по условиям которого Департамент предоставил ООО «Крона» субсидию из областного бюджета на условиях и в размере, установленных Порядком отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии, утверждённым постановлением Правительства Тюменской области № 99-п от 01.04.2008 (далее – Порядок № 99-п). Также указанный пункт договора содержит указание на то, что государственная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ). Субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие лизинга оборудования осуществляется по следующим договорам лизинга, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью «Каркаде»: № 2857/2010 от 18.06.2010; №№ 3952/2010, 3953/2010 от 11.08.2010; №№ 4624/2010, 4625/2010 от 13.09.2010; № 6493/2010 от 30.11.2010; №№ 3447/2011, 3448/2011, 3449/2011 от 26.04.2011; № 4487/2011 от 23.05.2011; № 4789/2011 от 27.05.2011; №№ 5192/2011, 5193/2011, 5194/2011 от 06.06.2011; № 6723/2011 от 05.07.2011; а также с открытым акционерным обществом «Тюменская агропромышленная лизинговая компания» (далее – ОАО «Тюменская АПЛК»): № 274/К/11 от 07.09.2011, № 16/К/12 от 23.01.2012 (пункт 1.1 договора № 277 от 14.12.2012). 30.10.2013 в Департамент поступил ответ на запрос ответчика, в котором ОАО «Тюменская АПЛК» (лизингодатель) сообщило ООО «Крона» (лизингополучатель), что договор финансовой аренды (лизинга) № 16/К/12 от 23.01.2012 расторгнут 01.03.2013 с последующим выкупом предмета лизинга (л.д. 18). Также согласно указанному письму часть авансового платежа в размере 904 490 руб. с НДС возвращена лизингополучателю. По условиям договора финансовой аренды (лизинга) № 16/К/12 от 23.01.2012 (л.д. 83-92) лизингодатель на основании заявки лизингополучателя обязался за счет привлеченных и/или собственных средств приобрести в собственность у определенного лизингополучателем поставщика предмет лизинга и предоставить его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей на срок и на условиях, предусмотренных указанным договором, с последующим переходом права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Согласно графику платежей к договору финансовой аренды (лизинга) № 16/К/12 от 23.01.2012 (л.д. 93) размер авансового платежа составляет 1 131 316 руб. Получив сведения о расторжении договора финансовой аренды (лизинга) № 16/К/12 от 23.01.2012, Департамент направил ООО «Крона» письмом № 16/585-14 от 03.02.2014 уведомление о возврате субсидии, в котором изложил требование вернуть предоставленную субсидию в размере суммы возмещения первоначального взноса. Поскольку ООО «Крона» не перечислило Департаменту указанную сумму в добровольном порядке, последний обратился в суд с настоящим иском. Отказ в удовлетворении иска послужил поводом для обращения истца с жалобой, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства. В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также – поддержка) – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанным Федеральным законом также установлены основы нормативного правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Так, нормативную правовую базу государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 209-ФЗ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ). Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Частью 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Порядок, условия предоставления субсидий из средств бюджета Тюменской области установлены Порядком № 99-п, действовавшим в период спорных правоотношений. Согласно правилам пункта 3.6 Порядка № 99-п в случае расторжения договора лизинга оборудования и возврата первого взноса в полном объеме в течение 1 года с даты поступления обращения за государственной поддержкой субъект предпринимательства, являющийся получателем государственной поддержки в виде возмещения затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга обязан вернуть полученную субсидию в порядке, установленном разделом VIII Порядка. При этом, пункт 8.1 Порядка № 99-п предусматривает прекращение оказания государственной поддержки субъекту предпринимательства не позднее чем в 10-дневный срок со дня обнаружения нарушений в случае неисполнения им указанных выше требований пункта 3.6 Порядка. В таком случае субъекту предпринимательства направляется уведомление о возврате субсидии в полном объеме заказным письмом с уведомлением о вручении. Субъект предпринимательства, являющийся получателем субсидии, в течение одного месяца со дня направления уведомления уполномоченным органом возвращает субсидию в установленном законодательством порядке в областной бюджет (пункт 8.2 Порядка № 99-п). По истечении указанного срока в случае невозврата субъектом предпринимательства субсидии взыскание с него средств производится путём списания денежных средств в бесспорном порядке инкассовыми поручениями со счетов, открытых субъектом предпринимательства в кредитных организациях (пункт 8.3 Порядка № 99-п). В этих целях инкассовое поручение выставляется уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней по истечении срока, указанного в пункте 8.2 Порядка. Из материалов дела усматривается, что ответчику лизингодателем возвращена часть авансового платежа (904 490 руб. из 1 131 316 руб.). Между тем, Департаментом указано на то, что имеются правовые основания для возврата ответчиком суммы полученной субсидии. По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства возврата ОАО «Тюменская АПЛК» ответчику авансового платежа в сумме, большей указанной, в дело не представлены. Исходя из буквального толкования содержания пункта 3.6 Порядка № 99-п, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что лишь совокупность двух условий, имеющих юридическое значение, влечет последствия в виде возникновения обязанности ООО «Крона» возвратить сумму полученной субсидии в рамках государственной поддержки. Так, основанием возврата субъектом предпринимательской деятельности полученной субсидии является сочетание следующих обстоятельств: расторжение договора финансовой аренды (лизинга) и возврат первого взноса в полном объеме в течение 1 года с даты поступления обращения за государственной поддержкой. Расширительное толкование положений Порядка № 99-п о возврате первого взноса в течение года с даты поступления обращения за государственной поддержкой недопустимо, в связи с чем довод жалобы, основанный истцом на том, что названным Порядком для указанных целей предусматривается и возврат неиспользованной суммы первого взноса, отклоняется как несостоятельный. Суд первой инстанции, установив отсутствие двух перечисленных условий одновременно, правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Департамента. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ). Оценив представленные сторонами в дело доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что истцом не доказано наличие правовых и фактических оснований для обязания ответчика возвратить полученную им сумму субсидий в рамках государственной поддержки субъектов Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2014 по делу n А75-3398/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|