Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2014 по делу n А81-1668/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 13 октября 2014 года Дело № А81-1668/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2014 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веревкина А.В., судей Глухих А.Н., Еникеевой Л.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепехиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9435/2014) индивидуального предпринимателя Конашева Александра Дмитриевича на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 июля 2014 года по делу № А81-1668/2014 (судья Максимова О.В.), принятое по иску индивидуального предпринимателя Конашева Александра Дмитриевича к Администрации муниципального образования Яр-Салинское (ОГРН 1058900023511; ИНН 8909002218; место нахождения: Ямало-Ненецкий автономный округ, с.Яр-Сале, ул.Худи Сэроко,6) о взыскании 374 716 руб., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, установил: индивидуальный предприниматель Конашев Александр Дмитриевич (далее – ИП Конашев А.Д., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Администрации муниципального образования Яр-Салинское (далее – Администрация, ответчик) о взыскании 374 716 руб. стоимости дополнительно выполненных работ в рамках муниципальных контрактов. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.07.2014 по делу № А81-1668/2014 в удовлетворении иска отказано. Не соглашаясь с принятым судебным актом, истец в апелляционной жалобе просит отменить его и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что производство дополнительных работ являлось необходимым, а также заказчик не заявил отказа от принятия их результатов. К жалобе истцом приложены дополнительные документы (муниципальные контракты и исполнительная документация в отношении работ в квартирах №№ 2, 3 жилого дома № 45 по ул. Советская в с. Яр-Сале Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа). Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, независящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)). Поэтому признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде апелляционной инстанции»). Руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ, а также положениями Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 36 от 28.05.2009, суд апелляционной инстанции возвращает дополнительные документы ввиду отсутствия ходатайства истца об их приобщении к материалам дела. Кроме того, от истца поступили иные дополнительные документы (письмо в Администрацию, отзыв на исковое заявление), заявлено ходатайство об их приобщении к материалам дела. Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам (статья 268 АПК РФ). Рассмотрев заявленное ИП Конашевым А.Д. ходатайство, суд апелляционной инстанции отказывает в его удовлетворении, поскольку требование о приобщении дополнительных документов к материалам дела истцом не обосновано. В письменном отзыве на жалобу ответчик просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, жалобу истца – без удовлетворения. Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам открытого аукциона 28.11.2012 Администрацией (заказчик) и ИП Конашевым А.Д. (подрядчик) заключены муниципальные контракты на выполнение подрядных работ для нужд Яр-Салинского муниципального образования: № 0190300000412000819-0055032 предметом которого являлся капитальный ремонт кв. 3 по ул. Советская, дом 45 в с. Яр-Сале; № 0190300000412000819-0055032-01 предметом которого являлся капитальный ремонт кв. 2 по ул. Советская, дом 45 в с. Яр-Сале (том 1 л.д. 11-16, 44-48). Цена работ по муниципальному контракту № 0190300000412000819-0055032-01 составила 434 457 руб. 66 коп., по муниципальному контракту № 0190300000412000819-0055032 – 371 198 руб. 97 коп. (пункты 2.3 контрактов). Акт о приемке выполненных работ и окончательный акт приемки выполненных работ, подписанные сторонами спора, свидетельствуют о том, что выполнить работы в полном объеме не представилось возможным (том 1 л.д. 124-135). Между тем, окончательный акт приемки выполненных истцом работ, подписанный ИП Конашевым А.Д. и представителем Администрации, содержит формулировку, согласно которой стороны контрактов не имеют друг к другу каких-либо претензий. Как указано в исковом заявлении, работы истцом по названным объектам были выполнены в полном объеме с учетом не согласованных с заказчиком в письменной форме дополнительных работ. Истцом составлены дополнительные сметы на сумму 175 051 руб. (к муниципальному контракту № 02890300000412000818-0055032-01 от 28.11.2012) и на сумму 199 665 руб. (к муниципальному контракту № 0190300000412000819-0055032-01 от 28.11.2012) и направлены ответчику письмом от 04.12.2013 (том 1 л.д. 80, 90-99). В письме № 01-23/1607 от 16.12.2013 Администрация указала, что основания для оплаты дополнительно выполненных предпринимателем работ отсутствуют (том 1 л.д. 79). В связи с тем, что оплата дополнительно выполненных истцом работ не произведена Администрацией, ИП Конашев А.Д. обратился в суд с настоящим иском. Отказ в удовлетворении исковых требований послужил поводом для обращения истца с жалобой, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства. Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. Из анализа условий муниципальных контрактов № 0190300000412000819-0055032-01 и № 02890300000412000818-0055032-01 от 28.11.2012 и фактических правоотношений сторон следует, что они соответствуют обязательствам подряда и подлежат регулированию нормами главы 37 ГК РФ с учетом норм Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) и условиями заключенного контракта. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (часть 1 статьи 702 ГК РФ). В силу частей 1, 2 статьи 9 Закона № 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.05.2013 № 18045/12 указал, что в силу статьи 1 Закона № 94-ФЗ данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения таких заказов. Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 28.05.2013 № 18045/12 и от 04.06.2013 № 37/13 выполнение работ без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом № 94-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства. В данных постановлениях, также указано на то, что никто не вправе приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона № 94-ФЗ. В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения сторонами, предусмотренного Законом № 94-ФЗ порядка заключения контракта в отношении дополнительно предъявленных к оплате работ. Истец не мог не знать, что победителем открытого аукциона он стал благодаря предложению соответствующей цены контракта. Частью 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Изменение государственных контрактов регулируется статьей 767 ГК РФ, согласно которой изменения условий государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом. В силу части 2 статьи 9 Закона № 94-ФЗ государственный (муниципальный) контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона № 94-ФЗ при исполнении государственного (муниципального) контракта не допускается изменение условий контракта как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке, за исключением случаев, предусмотренных частями 6-6.3 и 8.1 статьи 9 данного Закона. Согласно части 4.1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 данной статьи. Таким образом, согласно положениям ГК РФ и Закона № 94-ФЗ цена муниципального контракта является твердой и не подлежит изменению, кроме специально оговоренных в законе случаев. Работы по спорным контрактам на указанную в них стоимость предпринимателем выполнены, ответчиком оплата работ в этой сумме произведена, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами. Оснований для оплаты Администрацией стоимости дополнительно выполненных работ суд апелляционной инстанции не находит, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность изменения цены муниципального контракта подрядчиком без согласования с заказчиком и заключения дополнительного соглашения. Закон № 94-ФЗ не содержит законных оснований для пересмотра цены контракта, установленной на торгах в сторону, ее увеличения в сложившихся обстоятельствах. Поэтому истец не мог не знать, что предъявленные дополнительные работы на законных основаниях оплачены ему быть не могут. На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в удовлетворении иска следует отказать. Ссылки истца на то, что выполнение дополнительных работ являлось необходимым, правового значения не имеют. С учетом специфики отношений в сфере размещения заказа для государственных и муниципальных нужд истец мог бы рассчитывать на возмещение дополнительных расходов только при наличии возможности заключения контракта с единственным поставщиком, например, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно (статья 55 часть 2 пункт 6 Закона № 94-ФЗ). В условиях отсутствия такой возможности, предприниматель не вправе претендовать на какие-либо преференции в обход конкурентного размещения заказа. Таким образом, истец не вправе требовать взыскания с ответчиков стоимости выполненных работ по контракту под видом неосновательного обогащения. Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона. Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба истца – без удовлетворения. Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы. Поскольку размер государственной пошлины по апелляционной жалобе составляет 2 000 руб., излишне уплаченная платежным поручением № 8506914 от 01.08.2014 сумма государственной пошлины (8 494 руб. 32 коп.) подлежит возврату ИП Конашеву А.Д. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 июля 2014 года по делу № А81-1668/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Возвратить индивидуальному предпринимателю Конашеву Александру Дмитриевичу (ОГРНИП 306890122300030; ИНН 890900549755) из федерального бюджета 8 494 руб. 32 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 8506914 от 01.08.2014 при подаче апелляционной жалобы. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий А. В. Веревкин Судьи А. Н. Глухих Л. И. Еникеева Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2014 по делу n А46-4048/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|