Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу n А75-1585/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

город Омск

17 сентября 2014 года

                                                               Дело А75-1585/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  16 сентября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  17 сентября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Лотова А.Н., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Плехановой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7890/2014) общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.06.2014 по делу № А75-1585/2014 (судья Фёдоров А.Е.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (ОГРН1058602819538, ИНН 8604035473)

к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 05.02.2014 № 09-15/2014

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» - Гусев Дмитрий Александрович (паспорт, по доверенности № 310/14 от 01.04.2014, сроком действия по 31.12.2014);

от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился;

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее - заявитель, Общество, ООО «РН-Юганскнефтегаз») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Служба) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 05.02.2014 № 09-15/2014, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2014 в удовлетворении требования Общества отказано.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что административный орган доказал факт загрязнения Обществом лесного участка в связи с разливом нефти и, как следствие, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, вменяемого ему в вину. Суд первой инстанции отметил, что неосуществление административным органом в ходе проведения проверки отбора проб почвы на загрязненном участке и отсутствие в материалах дела результатов анализа таких проб не свидетельствует о недоказанности факта причинения вреда окружающей среде, который подтверждается самим фактом нефтеразлива.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования.

В обоснование апелляционной жалобы, её податель ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют акт рейдового патрулирования или протокол осмотра (акт обследования) территории, составленные по результатам проверочных мероприятий, проведение которых относится к полномочиям Службы, и являющиеся надлежащими доказательствами, подтверждающими событие правонарушения; факт поступления в окружающую среду нефти не свидетельствует о неминуемом загрязнении; административным органом не доказан факт негативного воздействия разлива нефти и наличие самого события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» поддержал требования и доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

До начала судебного заседания от Службы поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо указывает, что загрязнение окружающей среды подтверждается фактом аварии (инцидента) на нефтепроводе 26.11.2013, который Обществом не отрицается; из акта технического расследования от 28.11.2013 следует, что авария (инцидент) произошла именно в результате отказа нефтепровода O 325 ДНС-2 уз.574 цеха №15 Мало - Балыкского месторождения нефти Нефтеюганского района, по которому транспортируется водонефтяная эмульсия.

Административный орган извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителя в судебное заседание не направил, ходатайства об отложении судебного заседания по делу не заявлял.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие указанного лица, участвующего в деле.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

27.11.2013 Обществом в адрес Службы направлена телефонограмма № 346 от 27.11.2013 о произошедшем 26.11.2013 в 15:05 инциденте на напорном нефтепроводе O 325 ДНС-2 уз.574 цеха №15 Мало - Балыкского месторождения нефти Нефтеюганского района (л.д.100).

Служба уведомила ООО «РН-Юганскнефтегаз» о необходимости явиться в административный орган и 15.01.2014 заинтересованным лицом по данному сообщению было возбуждено дело № 09-15/2014 об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.96-99).

Службой в адрес Общества также направлено определение от 15.01.2014 № 09-15/2014 об истребовании информации, необходимой для разрешения дела об административном правонарушении, в котором Обществу предложено представить акт технического расследования инцидента и план расположения нарушенного земельного участка (л.д.95).

Обществом в адрес Службы были представлены: акт технического расследования инцидента, справка о материальном ущербе, расчёт жидкости, излившейся из трубопровода, мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий, схема места инцидента и его последствий, мероприятия по определению и устранению причин инцидента, топографический план нарушенного земельного участка в результате отказа водовода (с координатами загрязненного участка) (л.д.87-91).

28.01.2014 по данному факту административным органом в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» составлен протокол № 09-15/2014 по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ (л.д.80).

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела от 28.01.2014 рассмотрение дела было назначено на 05.02.2014 на 11 час.30 мин. (л.д.79), о чем Общество было уведомлено заказным письмом с уведомлением (л.д.76-77).

05.02.2014 Службой по результатам изучения представленных заявителем документов вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ООО «РН-Юганскнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. (л.д.71-74).

Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права Общества, последнее обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с соответствующим заявлением.

25.06.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрено, что загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, объективная сторона данного правонарушения состоит, в том числе, в загрязнении лесов вредными веществами и в негативном воздействии на леса.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

На основании пункта 5 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется, в частности, установление санитарных требований к использованию лесов.

Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила).

Согласно пункту 39 Правил при использовании лесов не допускается, в частности, загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами; иные действия, способные нанести вред лесам.

В силу положений пункта 52 Правил использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.

Лица, допустившие нарушение требований указанных Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 53 Правил).

Как установлено судом первой инстанции, подтверждается постановлением о привлечении надлежащего ответчика и по существу не оспаривается Обществом, 26.11.2013 в результате отказа на нефтепроводе O 325 ДНС-2 уз.574 цеха №15 Мало - Балыкского месторождения нефти Нефтеюганского района произошел инцидент, в результате которого на поверхность земли (почвы) из трубопровода излилась нефть.  Согласно протоколу № 09-15/2014 от 28.01.2014 об административном правонарушении площадь нефтезагрязненного лесного участка составила 0,2548 га (л.д.80).

Указанное обстоятельство подтверждается документами, составленными непосредственно заявителем, а именно телефонограммой № 346 от 27.11.2013, актом технического расследования инцидента от 28.11.2013, справкой о материальном ущербе, расчетом нефти, излившейся из трубопровода при инциденте, мероприятием по ликвидации инцидента и его последствий, схемой места инцидента, а также топографическим планом нарушенного земельного участка.

Как следует, из указанных документов, инцидент произошел по причине внутренней коррозии трубопровода, по которому транспортируется водонефтяная эмульсия  (л.д.100).

Таким образом, факт разлива нефти на поверхность земель лесного участка следует из содержания имеющихся в материалах дела документов и не опровергнут Обществом.

В силу положений пункта 6.2, 6.6., 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Предельно допустимые концентрации нефтяных паров и опасных веществ нефти в воздухе рабочей зоны установлены в ГОСТ 12.1.005.6.6. Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433. Категория взрывоопасности и группа взрывоопасных смесей паров нефти с воздухом - IIА-Т3 по ГОСТ Р 51330.11.

Иными словами, как правильно отметил суд первой инстанции, нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение, высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой, поэтому прямым последствием разлива нефти на земельных участках и участках лесного фонда, вопреки доводам подателя апелляционной

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу n А75-2818/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также