Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 по делу n А46-3731/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 сентября 2014 года

Дело № А46-3731/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7273/2014) Закрытого акционерного общества «ТАНДЕР»

на решение Арбитражного суда Омской области от 10 июня 2014 года по делу № А46-3731/2014 (судья Стрелкова Г.В.),

принятое по иску Закрытого акционерного общества «ТАНДЕР» (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549)

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (ОГРН 1055507005146, ИНН 5504098820)

о признании недействительным требования (предписания) № 87 от 06.03.2014 об устранении выявленных нарушений,

при участии в судебном заседании представителей:

от закрытого акционерного общества «ТАНДЕР» - Ливадний Виктор Сергеевич (паспорт, по доверенности № 2-4/732 от 29.12.2013 сроком действия на один год);

от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области – Юрьев Василий Павлович (удостоверение, по доверенности № 4415 от 19.12.2013сроком действия до 31.12.2014).

установил:

Закрытое акционерное общество «Тандер» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области о признании недействительным Требования (Предписания) № 87 об устранении выявленных нарушений от 06.03.2014, вынесенного в отношении ЗАО «Тандер» старшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области Гоман Д.Л.

Решением от 10 июня 2014 года по делу № А46-3731/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку продажа обществом в отсутствие ветеринарных сопроводительных документов произведенных им мясных продуктов представляет собой несоблюдение ветеринарно-санитарных правил реализации продукции животноводства, на необходимость устранения которых было указано в оспариваемом требовании.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование своей позиции податель жалобы указал, что цеха по изготовлению мясных и рыбных полуфабрикатов в составе гипермаркета «Магнит» в соответствии с ГОСТ Р 53523-2009 относятся к предприятиям общественного питания, в отношении которых действующим законодательством не предусмотрено, что выпускаемая ими продукция должна сопровождаться ветеринарно-сопроводительными документами. Контроль за безопасностью продукции на данных участках осуществляется посредством программы производственного контроля. Подразделения ЗАО «Тандер» «Гипермаркет «Магнит» имеют сертификаты на услугу по изготовлению кулинарной продукции и ее реализации. Выпускаемая продукция реализуется в самом гипермаркете, изготавливается из сырья, на которое имеются все ветеринарные сопроводительные документы. По мнению заявителя, у административного органа отсутствуют полномочия на проведение проверки в отношении готовой продукции, выпущенной предприятием общественного питания. Кроме того, на момент вынесения предписания акт проверки не был изготовлен, что исключает возможность выдачи предписания.

В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества Управление выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.

С 24.02.2014 по 24.03.2014 года на основании Приказа от 12.02.2014 года № 234 Управлением Россельхознадзора по Омской области в отношении Закрытого акционерного общества «Тандер» по адресам города Омска: ул. 70 лет Октября, 1; ул. Химиков, 30; ул. 6 Станционная, 2/5; ул. Дмитриева, 15/5; ул. Красный Путь, 80; ул. Масленникова, 185; ул. Маяковского, 97; ул. Гашек, 4; ул. Волочаевская, 11/1; проспекту Мира, 98 проводилась внеплановая выездная проверка.

В ходе проверки цехов по переработке мясной и рыбной продукции по адресам: г. Омск, ул. Химиков, 30; г. Омск, ул. 6 Станционная, 2/5 в супермаркетах «Магнит» Россельхознадзор выявил, что в нарушение требований статей 15, 18, 21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» (далее - Закон о ветеринарии), части 2 статьи 3, части 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Закон № 29-ФЗ), пунктов 1.1, 1.2, 1.4, 1.5 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 № 422 (далее - Правила № 422), в указанных точках отсутствуют надлежащий ветеринарный контроль. Продукция, вырабатываемая в этих цехах и реализуемая в данных супермаркетах, не сопровождается ветеринарными сопроводительными документами.

Данное обстоятельство отражено в актах осмотра от 27.02.2014 и 04.03.2014 года.

В связи с выявленными нарушениями государственным инспектором отдела Государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля обществу 06.03.2014 было выдано требование (предписание) № 87, в соответствии с которым в течение 15 дней с момента получения предписания обществу необходимо наладить постоянный контроль за безопасностью выпускаемой продукции животного происхождения, а также организовать работу по выдаче ветеринарно-сопроводительных документов на выпускаемую продукцию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.

ЗАО «Тандер», считая Требование (Предписание) № 87 об устранении выявленных нарушений от 06.03.2014 года незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с вышеназванным заявлением.

Решением от 10 июня 2014 года по делу № А46-3731/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано.

Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных (п.1).

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п.4).

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции (5.1.6).

Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе» утвержден Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), в соответствии с которым, Управление осуществляет контроль за соблюдением ветеринарно-санитарных требований субъектами, осуществляющими перевозку, переработку и реализацию продукции животного происхождения.

В соответствии со статьей 15 Закона о ветеринарии продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. При этом предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечить выполнение указанных требований.

В силу пункта второго статьи третьей Закона № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия).

Согласно подпункту «б» пункта первого Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты животного происхождения (мясо и мясопродукты) должны соответствовать ветеринарным правилам, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы в целях их безопасности в ветеринарном отношении.

Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 № 422, устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.

Ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации (пункт 1.2 Правил № 422).

Груз без ветеринарных сопроводительных документов не подлежит приему для переработки и реализации, но принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных сопроводительных документов. В случае непредставления в пятидневный срок ветеринарных сопроводительных документов на указанный груз решение о его использовании принимается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области ветеринарии (пункт 3.5 Правил № 422).

Исполнение требований Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов № 422 является обязательным, в том числе и для юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы, занятых производством и реализацией продукции животного происхождения, то есть именно теми процессами, которые осуществляет общество в рамках своей основной деятельности и в отношении которых контролирующим органом предъявлены претензии в части наличия спорных документов.

Суд первой инстанции правомерно указал, что исключений в рассмотренной части (производство и последующая реализация животной продукции в пределах одного комплекса) законодатель в настоящее время не предусмотрел, следовательно, довод подателя жалобы о нераспространении на него указанных требований противоречит указанным нормам законодательства.

Как ветеринарное свидетельство формы № 2, так и ветеринарная справка формы № 4, которые должен иметь заявитель после переработки мясной продукции для последующей реализации полученного из нее готового продукта, свидетельствуют о том, что такой товар подвергнут ветеринарно-санитарной экспертизе, а также характеризуют его территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние, эпизоотическое состояние места его выхода, что гарантирует защиту прав потребителей в этой сфере.

Следовательно, продажа обществом в отсутствие ветеринарных сопроводительных документов произведенных им мясных продуктов представляет собой несоблюдение ветеринарно-санитарных правил реализации продукции животноводства.

Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о невозможности выдачи предписания до составления акта проверки.

Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» предусматривает применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.

В случае реализации функции федерального государственного надзора посредством проведения проверки деятельность таких органов регламентируется, положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ)

В соответствии со статьей 17 Закон № 294-ФЗ, в случае если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 по делу n А70-2775/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также