Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу n А75-4798/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

09 сентября 2014 года

                                            Дело №   А75-4798/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  04 сентября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  09 сентября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.

судей  Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7530/2014) общества с ограниченной ответственностью «Коммунальник» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2014 по делу № А75-4798/2014 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Коммунальник» к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании постановления о назначении административного наказания,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Коммунальник» (далее – общество, заявитель, ООО «Коммунальник») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 07.05.2014 № 532-ГК/19.

Решением суда от 04.06.2014 оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части применения к ООО «Коммунальник» меры административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб. При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Вместе с тем, руководствуясь позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 №4-П, суд счел возможным снизить размер назначенного административным органом штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в связи с чем изменил оспариваемое постановление в части размера административного штрафа, установив его в размере 100 000 руб.

ООО «Коммунальник», не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что ни в протоколе от 25.04.2014 №570-ГК/19, ни в постановлении от 07.05.2014 №532-ГК/19 не указано какими именно приборами, предусмотренными лицензионным соглашением, не оборудованы водозаборные скважины. Кроме того, податель жалобы полагает, что в лицензионном соглашении не установлено требование об оборудовании каждой скважины индивидуальным водомером. Следовательно, Общество считает не доказанным факт нарушения им условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами при эксплуатации скважин.

Заявитель ссылается на недоказанность его вины в совершении административного правонарушения, поскольку представленные в материалы дела доказательства, а именно: лицензия на право пользования недрами ХМН 02427 ВЭ, свидетельство о государственной регистрации права на артезианские скважины НЖ-491, НЖ-492, протокол ТКЗ по ХМАО-Югре от 16.05.2012 № 292, выкипировки из Журналов учета забора воды по артскважинам НЖ-491, НЖ-492 за 2011-2014 годы, фототаблица артезианских скважин НЖ-491, НЖ-492 от 01.04.2014, Форма 3.1 «Сведения, полученные в результате учета объема забора водных ресурсов из водных объектов» за 1 квартал 2014 года, а также акт проверки Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре № 59 от 22.04.2014 не являются допустимыми доказательствами по делу, как полученные вне рамок административного производства.

Податель жалобы указал на нарушения сроков составления протокола от 25.04.2014 №570-ГК/19 об административном правонарушении, установленных статьей статьи 28.5 КоАП РФ. В связи с чем, полагает, что данный протокол не может быть использован в качестве доказательства по делу.

Заявитель считает, что суд первой инстанции вышел за пределы вменяемого состава административного правонарушения, так как отсутствие технического проекта или нарушение его требований административным органом не вменялось в вину ООО «Коммунальник».

ООО «Коммунальник» в своей апелляционной жалобы ссылается на допущенные судом процессуальные нарушения, а именно: в нарушение статей 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд первой инстанции не изложил ходатайства заявителя, указанные в заявлении, о признании протокола № 570 - ГК/19 об административном правонарушении от 25.04.2014, акта проверки № 59 от 22.04.2014 недопустимыми доказательствами; не дал оценки данным ходатайствам; суд не указал, по каким причинам пришел к выводу об отсутствии нарушения норм  КоАП РФ административным органом.

В числе прочего, по мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку утверждение административного органа об отсутствии на скважинах НЖ-91, НЖ-92 водомера опровергаются представленными в материалы дела фотокопиями водомера (расходомера) и копией свидетельства о поверке № 14003 ультразвукового расходомера.

Кроме всего, как считает Общество в решении арбитражного суда не указано, какое решение принял суд по заявлению об отмене постановления № 532-ГК/19 о назначении административного наказания от 07.05.2014.

Управление отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Общество имеет лицензию на право пользования недрами ХМН 02427 ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча пресных подземных вод для хозяйственно-бытового водоснабжения на Самоотлорском месторождении нефти. Срок действия лицензии - до 27.01.2020.

27.01.2010 указанная лицензия была зарегистрирована в Управлении.

В соответствии с пунктом 1.1 соглашения об условиях недропользования (приложение №1 к лицензии ХМН 02427 ВЭ) общество наделяется правом пользования недрами для добычи пресных подземных вод для хозяйственно-бытового водоснабжения на Самоотлорском месторождении нефти.

В разделе 6 соглашения об условиях недропользования определены условия освоения участка недр.

В частности, на основании пункта 6.5 соглашения общество в срок до 01.06.2010 оборудует водозаборные скважины всей необходимой контрольно-измерительной аппаратурой (пьезометрами, манометрами и т.д.).

Кроме того, в соответствии с пунктом 7.2 соглашения на общество возложена обязанность по соблюдению требований законодательства РФ и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о недрах, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране недр, атмосферного воздуха, земель, вод и других объектов окружающей среды.

На основании приказа от 19.03.2014 № 405 должностными лицами Управления в период с 26.03.2014 по 22.04.2014 проведена плановая выездная проверка общества по вопросу соблюдения обязательных требований и требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

В ходе проверки установлено, что общество при пользовании недрами на основании лицензии ХМН 02427 ВЭ не обеспечило выполнение условий, предусмотренных пунктами 6.5, 7.2 соглашения об условиях недропользования, а именно: на водозаборных скважинах НЖ - 491, НЖ - 492 отсутствуют водоизмерительные приборы. Учет добываемой подземной воды ведется косвенным методом по производительности насоса и времени работы скважины; общество ведет добычу пресных подземных вод без технического проекта на разработку месторождения (проект водозабора), утвержденного в установленном порядке.

Результаты проведенной проверки отражены в акте проверки от 22.04.2014 № 59 и в протоколе № 570-ГК/19 об административном правонарушении от 25.04.2014.

Постановлением от 07.05.2014 № 532-ГК/19 о назначении административного наказания общество привлечено к административной ответственности по части 2 статей 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

04.06.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По смыслу сферы регулирования названного Федерального закона правоотношения, связанные с добычей подземных вод, регулируются законодательством о недрах (статьи 6, 10, 10.1, 16, 23, 43 Закона).

Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах одной из обязанностей пользователя является выполнение условий, установленных лицензией.

В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Статьей 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность), условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды.

При этом условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Согласно статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

В силу положений статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 данного Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

На основании подпункта «в» пункта 9 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 №118, при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод согласованию подлежит проект водозабора. Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод предусмотрены Приказом Минприроды России от 27.10.2010 №463. Рассмотрение и согласование технических проектов разработки месторождений подземных вод осуществляется в соответствии с Приказом Роснедр от 22.06.2010

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу n А46-3170/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также