Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 по делу n А75-4814/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

город Омск

20 марта 2009 года

                                                Дело №   А75-4814/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  18 марта 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  20 марта 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Глухих А.Н.,

судей  Гергель М.В., Зорина О.В.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Карпущенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-178/2009) открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 19 ноября 2008 года по делу №  А75-4814/2008 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое

по иску Департамента Лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

к открытому акционерному обществу «Славнефть-Мегионнефтегазгеология»

о взыскании 91 074 рублей  39 копеек,

В судебном заседании участвуют представители:

от ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» - не явился, извещен;

от Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – не явился, извещен;

установил:

Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – Департамент лесного хозяйства, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском к открытому акционерному обществу «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» (далее – ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология», ответчик, заявитель) о взыскании 153 696 руб. 86 коп. неустойки за лесонарушение.

Требования мотивированы тем, что ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» провело неудовлетворительную очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 4,354 га. (смешанные насаждения), чем нарушило Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 № 551 (далее – Правила отпуска древесины на корню).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.11.2008 по делу № А75-4814/2008 исковые требования удовлетворены, с ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» в доход федерального бюджета взыскано 153 696 руб. 86 коп. – неустойки за лесонарушение, а также 4 573 руб. 94 коп. – государственной пошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.11.2008 по делу № А75-4814/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» ссылается на неправильное применение судом норм материального права, указывает, что суд первой инстанции необоснованно взыскал повторно неустойку за одно и то же нарушение, что противоречит статье 50 Конституции Российской Федерации. Считает, что неустойка предъявлена после истечения срока действия лесорубочного билета, что нарушает требования пункта 63 Правил отпуска древесины на корню.

Кроме того, ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» ссылается на то, что Правила отпуска древесины на корню утратили законную силу с 01.04.2008. В день проведения 20.05.2008 повторного освидетельствования Правила отпуска древесины на корню не действовали, соответственно неустойка истцом начислена на основании нормативного акта, признанного утратившим силу, без учета статьи 54 Конституции Российской Федерации. Нормативно-правовыми актами во исполнение Лесного кодекса Российской Федерации ответственность в виде взыскания неустойки за нарушение требований лесного законодательства не предусмотрена.

Департамент лесного хозяйства в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.11.2008 по делу № А75-4814/2008, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Нижневартовским лесхозом Охтеурского лесничества 14.05.2007 выдан ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» лесорубочный билет № 76 на рубку растущей и сухостойной древесины в кварталах №№ 268, 322, 267, 374, 325, 323, 322. Срок окончания заготовки и вывозки 31.12.2007.

20.05.2008 по окончанию срока действия лесорубочного билета № 76 было проведено освидетельствование мест рубок, и был составлен акт с указанием допущенных лесопользователем нарушений, выразившихся в неудовлетворительной очистке лесосек на площади 4,354 га.

Актом освидетельствования от 20.05.2008 ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» предписано до 03.06.2008 произвести доочистку мест рубок.

Руководствуясь пунктом 72 Правил отпуска древесины на корю, Департамент лесного хозяйства направил ответчику претензию № 757 от 16.06.2008, в которой содержалось требование о добровольной уплате суммы неустойки в размере 153 696 руб. 86 коп.

ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» претензию добровольно удовлетворило, перечислило Департаменту лесного хозяйства по платежному поручению № 927 от 16.07.2008 неустойку в размере 153 696 руб. 86 коп.

Извещением № 50 от 30.05.2008 о проведении освидетельствования мест рубок по лесорубочному  билету № 76 от 14.05.2007 истец предложил ответчику для участия в проведении освидетельствования мест рубок направить 04.06.2008 к 09 час. 00 мин. на своем транспорте представителя общества с необходимыми документами.

04.06.2008 было проведено повторное освидетельствование мест рубок по лесорубочному билету № 76 от 14.05.2007, в результате которого установлено, что ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» замечания не устранило, ему повторно была начислена неустойка в размере 153 696 руб. 86 коп. (претензия № 758 от 16.06.2008).

В акте освидетельствования мест рубок от 04.06.2008 ответчику было предложено устранить выявленные нарушения – провести доочистку мест рубок на площади 4,354 га. - до 04.07.2008.

В связи с тем, что ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» в добровольном порядке неустойку в размере 153 696 руб. 86 коп., начисленную по акту освидетельствования мест рубок от 04.06.2008, не уплатило, истец обратился с настоящим иском в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу, что факт нарушения истцом лесохозяйственных требований доказан материалами дела, за установленное актом освидетельствования мест рубок от 04.06.2008 нарушение пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню предусмотрена ответственность лесопользователя в виде взыскания неустойки.

Кроме того, суд первой инстанции указал, что ответственность в виде взыскания неустойки за совершение лесопользователем правонарушения в данном случае носит длящийся характер и может применяться в случае фиксации факта лесонарушения, в том числе, и за пределами срока действия лесорубочного билета. Нарушения лесохозяйственных требований допущены ответчиком в период действия Правил отпуска древесины на корню.

Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции считает, что суд  первой инстанции  неправильно применил нормы материального права, что привело к принятию неправильного судебного акта.

Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года введен в действие с 01.01.2007 Федеральным законом N 201-ФЗ от 04.12.2006.

В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему законом полномочия, Постановлением от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению № 1; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению № 2; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению № 3; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению № 4.

Таким образом, нарушение лесного законодательства может являться основанием для привлечения соответствующего лица к административной, уголовной ответственности  или к ответственности в виде возмещения вреда, причиненного лесу.

При этом, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.

В соответствии с пунктами 62, 63, 64, 66 Правил отпуска древесины на корню лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований названных Правил; после окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев; о дне освидетельствования лесопользователь должен быть извещен лесхозом письменно; в случае выявления нарушений требований настоящих Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователем добровольная уплата неустоек не произведена, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустоек в принудительном порядке.

Составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил отпуска древесины на корню.

Таким образом, Правила отпуска древесины на корню после введения в действия Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года подлежат применению в части не противоречащей указанному кодексу.

Между тем, Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 № 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» было признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 № 169, вступившим в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в «Собрании законодательства РФ» - 24.03.2008) т.е. с 31.03.2008.

В данном случае, согласно акту освидетельствования мест рубок от 04.06.2008, территориальное управление «Нижневартовского лесничества» проводило контроль за соблюдением ответчиком требований Правил отпуска древесины на корню после окончания срока действия лесорубочного билета № 76, и начисляло ответчику неустойку в размере 153 696 руб. 86 коп., после того как Правила отпуска древесины на корню утратили силу.

После прекращения действия Правил отпуска древесины на корню, Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года и принятые в соответствии с ним нормативные акты, не предусматривают возможности привлечения виновного лица к ответственности за нарушение лесного законодательства в виде взыскания с него неоднократной неустойки.

Следовательно, при установлении лесхозами нарушений лесохозяйственных требований, ими должны быть приняты меры по применению к нарушителю ответственности, предусмотренной статьями 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.

Ссылка Департамента лесного хозяйства на то, что осуществление лесопользования ответчиком происходило на основании лесорубочного билета, который был выписан во время действия Правил отпуска древесины на корню, а новый Лесной кодекс Российской Федерации не предусматривает правоотношений связанных с лесорубочным билетом, то за нарушение лесохозяйственных требований по лесорубочному билету подлежит применению неустойка, указанная в Правилах отпуска древесины на корню, отклоняется.

Из материалов дела следует, что лесорубочный билет № 76 выдан ответчику 14.05.2007.

Действительно, правоотношения связанные с вырубкой растущей и сухостойной древесины в кварталах №№ 268, 322, 267, 374, 325, 323, 322 возникли на основании лесорубочного билета № 76, выданного в период действия Правил отпуска древесины на корню. Однако  нарушение лесного законодательства было выявлено территориальным управление «Нижневартовского лесничества» первый раз 20.05.2008, а затем и 04.06.2008, то есть после прекращения действия Правил отпуска древесины на корню.

В силу положений Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, наличие лесорубочного билета, при выявлении нарушений лесохозяйственных требований не препятствует привлечению виновного лица к ответственности за нарушение лесного законодательства или обязать его возместить вред, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства.

Как следует из пункта 3 статьи 16 и пункта 9 статьи 29 Лесного кодекса

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 по делу n А46-19740/2008. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также