Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 по делу n А75-3446/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 18 марта 2009 года Дело № А75-3446/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.Е., судей Рыжикова О.Ю., Кливера Е.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-24/2009) конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Солид» Белоногова Виктора Анатольевич на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.11.2008 по делу № А75-3446/2008 (судья Кущева Т.П.), принятое по заявлению инспекции Федеральной налогового службы по городу Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к судебному приставу-исполнителю отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Ахмедчановой С.С. третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Альфа-Консалтинг», общество с ограниченной ответственностью «Солид», Управления Федеральной службы судебных приставов Ханты-Мансийского автономного округа-Югре о признании незаконным постановления о принятии оценки арестованного имущества от 26.05.2008, при участии в судебном заседании представителей: от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Солид» Белоногова В.А. – не явился, извещен; от инспекции Федеральной налогового службы по городу Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – не явился, извещен; от судебного пристава-исполнителя отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Ахмедчановой С.С. - не явился, извещен; от общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Консалтинг» - не явился, извещен; от общества с ограниченной ответственностью «Солид» - не явился, извещен; от Управления Федеральной службы судебных приставов Ханты-Мансийского автономного округа-Югре - не явился, извещен; УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о признании незаконным постановления о принятии оценки арестованного имущества от 26.05.2008 судебного пристава-исполнителя Отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ахмедчановой С.С (далее - судебный пристав-исполнитель). К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Альфа-Консалтинг» (далее – ООО «Альфа-Консалтинг», оценочная компания, оценщик), общество с ограниченной ответственностью «Солид» (далее – ООО «Солид»), Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – УФССП по ХМАО-Югре). 18.11.2008 арбитражным судом по делу № А75-3446/2008 принято решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. При этом суд исходил из того, что в силу положений части 4 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) стороной исполнительного производства может быть оспорена оценка имущества, указанная в отчете оценочной компании, а не постановление судебного пристава-исполнителя о принятии оценки арестованного имущества. Конкурсный управляющий ООО «Солид» Белоногов Виктор Анатольевич в апелляционной жалобе просит решение от 18.11.2008 по делу № А75-3446/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования Инспекции. Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком», из которого приходит к выводу, что даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление этого пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества. То есть, налоговый орган, по мнению подателя жалобы, правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о принятии оценки. ООО «Солид» обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что судом первой инстанции не было исследовано заключение Экспертного совета Российского общества оценщиков на отчет № 23/М/ССП/2008, подготовленный ООО «Альфа-Консалтинг». К тому же суд не учел, что на момент подачи искового заявления в арбитражный суд 09.06.2008 имущество по цене, указанной в отчете оценщика, уже было продано. УФССП по ХМАО-Югре согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу считает решение от 18.11.2008 по делу № А75-3446/2008 законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в их отсутствие. Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение № 403 от 15.06.2007 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества ООО «Солид» на общую сумму 5 943 138,69 руб. 18.06.2007 на исполнение к судебному приставу-исполнителю отдела УФССП по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району ХМАО-Югры Ахмедчановой С.С. поступило Постановление № 398 от 15.06.2007 о взыскании с ООО «Солид» налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика - организации, индивидуального предпринимателя на общую сумму 5 943 138,69 руб. На основании указанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем 19.06.2007 в отношении должника ООО «Солид» возбуждено исполнительное производство № 8/20028/753/27/2007 (т.1, л.д.96). 22.05.2008 составлены акты описи, ареста и изъятия автотранспортных средств: Мерседес ВЕNZ АСТROS - г/н Н 504 ОР86; Мерседес ВЕNZ АСТROS - г/н Н 503 ОР86; Мерседес ВЕNZ АСТROS - г/н Н 508 ОР86; Мерседес ВЕNZ АСТROS - г/н Н 507 ОР86; Мерседес ВЕNZ АСТROS - г/н Н 506 ОР86; Мерседес ВЕNZ АСТROS - г/н Н 502 ОР86; ВЕNZ АСТROS - г/н Н 509 ОР86; МАН 35.414 - г/н Н 501 ОР86 (т.1, л.д.32-39). 23.05.2007 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об участии специалиста в исполнительном производстве и оформлена заявка на оценку арестованного имущества № 24147-СА (т.2, л.д. 64-66). ООО «Альфа-Консалтинг» 23.05.2008 произведена оценка рыночной стоимости транспортных средств и составлен Отчет об оценке стоимости имущества в рамках исполнительного производства № 23/М/ССП/2008 от 23.05.2008 (т.1, л.д.8-27). В порядке статьи 85 Закона об исполнительном производстве судебным приставом-исполнителем на основании указанного отчета вынесено постановление о принятии оценки арестованного имущества от 26.05.2008 (т.1, л.д.29-30). Налоговый орган, полагая, что это постановление нарушает его интересы как взыскателя по исполнительному производству, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным. Решением от 18.11.2008 по делу № А75-3446/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отказал в удовлетворении заявленного требования. Означенный судебный акт обжалуется в суде апелляционной инстанции. Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе следующие исполнительные действия в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно статье 85 указанного Закона оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества; ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов); имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах); драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий; коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; предметов, имеющих историческую или художественную ценность; вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей (пункт 2 статьи 85 Закона об исполнительном производстве). Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель: в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки; назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков; выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке (пункт 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве). То есть, как верно отметил суд первой инстанции, пунктом 4 (подпунктом 3) статьи 85 Закона об исполнительном производстве установлена возможность самостоятельного оспаривания сторонами исполнительного производства стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете. Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, согласно пункту 7 статьи 85 Закона об исполнительном производстве может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке. Таким образом, поскольку оценка стоимости имущества в рамках исполнительного производства № 8/20028/753/27/2007 производилась оценочной компанией ООО «Альфа-Консалтинг», а не судебным приставом-исполнителем, то может быть оспорена лишь оценка имущества, указанная в отчете оценочной компании, а не постановление судебного пристава-исполнителя. Закон об исполнительном производстве не содержит требований и критериев утверждения судебным приставом отчета оценщика об оценке имущества, при этом, в силу обязательности привлечения оценщика в данном случае пристав в постановлении указывает стоимость объекта, установленную именно оценщиком, что также подтверждается положением статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», устанавливающей достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Вместе с тем налоговым органом не указано, какому закону не соответствуют оспариваемое постановление, в силу каких норм права у судебного пристава отсутствовали основания для принятия отчета оценщика. При изложенных обстоятельствах, у суда первой инстанции не было оснований для признания постановления о принятии оценки арестованного имущества от 26.05.2008 незаконным, поскольку в рассматриваемом случае должна была быть оспорена оценка имущества, указанная в отчете оценочной компании. При этом несостоятельным является довод подателя жалобы, основанный на разъяснениях Президиума ВАС РФ, изложенных в Информационном письме от 30.05.2005 № 92, о правомерном оспаривании налоговым органом законности постановления судебного пристава-исполнителя о принятии оценки. Позиция Президиума ВАС РФ, содержащаяся в данном письме, основана на нормах утратившего силу Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», вследствие чего противоречит действующему Федеральному закону от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Не может быть принята во внимание ссылка ООО «Солид» на отсутствие надлежащей оценки судом первой инстанции заключения Экспертного совета Российского общества оценщиков на отчет, подготовленный ООО «Альфа-Консалтинг». Данный документ не подлежит исследованию в рамках данного дела. Не имеет значения для рассматриваемого дела и тот факт, что на момент подачи искового заявления в арбитражный суд 09.06.2008 имущество по цене, указанной в отчете оценщика, уже было продано. Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции находит правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований инспекции Федеральной налогового службы по городу Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.11.2008 по делу № А75-3446/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Н.Е. Иванова Судьи О.Ю. Рыжиков Е.П. Кливер Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 по делу n А70-4370/2008. Изменить решение »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|