Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 по делу n А75-9848/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 30 июля 2014 года Дело № А75-9848/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2014 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кливера Е.П., судей Киричёк Ю.Н., Лотова А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5875/2014) открытого акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз» (далее – ОАО «РН-Няганьнефтегаз», Общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.04.2014 по делу № А75-9848/2013 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «ТНК-Нягань» (далее – ОАО «ТНК-Нягань) к Октябрьскому отделу Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Служба, Отдел, заинтересованное лицо) при участии в деле в качестве заинтересованного лица Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, о признании недействительными предписаний, судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, установил: открытое акционерное общество «ТНК-Нягань» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в лице Октябрьского отдела о признании незаконными действий по выдаче предписаний, а также о признании недействительными предписаний № 07-176/2013 от 26.07.2013; № 07-200/2013 от 26.08.2013; № 07-233/2013 от 19.09.2013. Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.01.2014 ОАО «ТНК-Нягань» в порядке правопреемства в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заменено на ОАО «РН-Няганьнефтегаз». Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.04.2014 в удовлетворении требований Общества отказано. В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что возложенная на Общество оспариваемыми предписаниями обязанность является обязанностью заявителя, как недропользователя, в соответствии с условиями лицензионного соглашения и в силу прямого указания норм действующего законодательства, и ее выполнение не ставится в зависимость от того, в результате чьих конкретных действий произошло загрязнение участка лесного фонда горючими материалами. Суд первой инстанции указал, что требования Правил пожарной безопасности в лесах не дифференцируют горючие материалы по степени их воспламеняемости и пожарной опасности, поэтому соответствующие правила должны применяться при обращении с любыми горючими материалами, а также отметил, что доказательств невозможности исполнения требования, изложенного в оспариваемых предписаниях, или доказательства необоснованности требований заинтересованного лица в материалах дела не имеется. В апелляционной жалобе Общество просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11.04.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель ссылается на то, что обнаруженное в настоящем случае загрязнение земельного участка было допущено в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, поэтому работы по его ликвидации должны осуществляться в порядке и сроки, устанавливаемые проектами (программами) рекультивации земель. Общество настаивает на том, что работы, предусмотренные таким проектом и состоящие именно в ликвидации загрязнения нефтью и нефтепродуктами, выполняются им своевременно, в то время как требования Службы, изложенные в оспариваемых предписаниях, могут распространяться только на текущие разливы, на результаты инцидентов, произошедших в период текущей деятельности предприятий, поэтому выдача соответствующих предписаний является незаконной. Кроме того, обосновывая требования апелляционной жалобы, ОАО «РН-Няганьнефтегаз» ссылается на то, что заинтересованным лицом не доказан факт загрязнения лесного участка именно горючими веществами, поскольку нефтесодержащая жидкость, обнаруженная при обследовании такого участка, по составу не совпадает с составом нефти и не является горючим веществом, а также на то, что обнаруженное на участке вещество создает пожароопасную ситуацию. По мнению заявителя, оспариваемые предписания являются незаконными также в связи с тем, что Общество не нарушало требования Правил пожарной безопасности в лесах и не осуществляло геологическое изучение недр на соответствующем участке. Служба в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с доводами жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли. Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 03.08.2012 на основании распоряжения начальника Октябрьского отдела Службы № 192 от 01.08.2012 (т.2 л.д.78-79) государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды проведено рейдовое патрулирование лесных земель на предмет соблюдения природоохранного законодательства. При проведении обследования на лесном участке в квартале 208, выдел 59 Няганского урочища Няганского участкового лесничества - ТО Октябрьское лесничество за обволовкой кустовой площадки № 122бис Талинского лицензионного участка с восточной стороны выявлен факт загрязнения земель лесного фонда горючим веществом (нефтью). По результатам обследования составлен акт рейдового патрулирования от 03.08.2012 № 07-272/2012 (т.2 л.д.74-77). В связи с выявлением указанных выше нарушений Службой вынесено постановление № 07-309/2012 от 29.08.2012 о привлечении ОАО «ТНК-Нягань» к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в виде штрафа в размере 100 000 руб. Штраф по указанному постановлению Обществом уплачен платежным поручением № 24020 от 02.10.2012 (т.2 л.д.58). 07.08.2012 ОАО «ТНК-Нягань» выдано предписание об устранении нарушений пожарной безопасности в лесах № 07-309/2012, согласно которому Обществу вменялось в обязанность в срок до 17.08.2012 устранить загрязнение горючими веществами (нефтью) участка лесного фонда, произвести сбор горючих веществ до максимально достижимого уровня (т.2 л.д.73). По результатам неоднократного проведения в отношении Общества внеплановых выездных проверок выполнения изложенных выше требований установлено, что предписание от 07.08.2012 № 07-309/2012 (как и выдаваемые впоследствии предписания) в установленные сроки заявителем не исполнены, в связи с чем, Службой выдавались новые предписания – № 07-176/2013 от 26.07.2013 (т.1 л.д.24); № 07-200/2013 от 26.08.2013 (т.1 л.д.31); № 07-233/2013 от 19.09.2013 (т.1 л.д.38), содержащие аналогичные требования, со сроком исполнения – до 11.08.2013, до 01.09.2013, до 05.09.2013, до 25.09.2013 соответственно (т.1 л.д.24, 31, 38). Полагая, что предписания № 07-176/2013 от 26.07.2013; № 07-200/2013 от 26.08.2013; № 07-233/2013 от 19.09.2013 не основаны на нормах действующего законодательства и нарушают права Общества, последнее обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с соответствующим заявлением. 11.04.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае Обществом оспаривается законность предписаний № 07-176/2013 от 26.07.2013; № 07-200/2013 от 26.08.2013; № 07-233/2013 от 19.09.2013, которыми на заявителя возложена обязанность устранить загрязнение территории Няганского урочища Няганского участкового лесничества - ТО Октябрьское лесничество в квартале 208, выделе 59, горючими веществами (нефтью), и освободить от горючих веществ (нефти) территорию Няганского участкового лесничества Няганского урочища, прилегающую к кустовой площадке № 122бис Талинского лицензионного участка с восточной стороны. В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений (в том числе радиоактивными веществами) от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Согласно части 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. В силу положений статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила пожарной безопасности), которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Согласно подпункту «а» пункта 33 Правил пожарной безопасности при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии. Пунктом 34 Правил пожарной безопасности определены требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, согласно которому полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Как следует из приказа Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.05.2013 № 220-П «Об открытии пожароопасного сезона 2013 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», пожароопасный сезон на территории ХМАО-Югры открыт с 08.05.2013. В то же время, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в период августа-сентября 2013 года, то есть в период пожароопасного сезона, должностными лицами Службы в ходе проведения рейдового патрулирования лесных участков, расположенных на территории субъекта, выявлен факт разлива нефти и нефтепродуктов на лесном участке в квартале 208, выдел 59 (на прилегающей территории кустовой площадки № 122бис Талинского лицензионного участка с восточной стороны) Няганского участкового лесничества Няганского урочища. Указанное обстоятельство подтверждается актом рейдового патрулирования от 03.08.2012 № 07-272/2012 (т.2 л.д.74-77), актами проверки от 19.09.2013 № 07-233/2013 (т.2 л.д.23-25), от 26.08.2013 № 07-200/2013 (т.2 л.д.36-38), от 26.07.2013 № 07-176/2013 (т.2 л.д.49-51), а также документами, представленными в материалы дела заявителем, а именно Консолидированным реестром нефтезагрязненных Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 по делу n А75-2253/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|