Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу n А81-3282/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

17 июля 2014 года

                                                         Дело № А81-3282/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  17 июля 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4132/2014) общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ноябрьск» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.03.2014 по делу № А81-3282/2013 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ноябрьск» (ОГРН 1028900706647, ИНН 8905026850) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Нижне-Обского бассейнового водного управления, Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, о признании недействительным предписания об устранении выявленных в результате проверки нарушений в сфере водопользования от 01.04.2013 № 105,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ноябрьск» - представитель не явился, извещено;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, извещено;

от Нижне-Обского Бассейнового водного управления - представитель не явился, извещено;

от Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - представитель не явился, извещено;

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ноябрьск» (далее по тексту – общество, ООО «Газпром добыча Ноябрьск», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росприроднадзора по ЯНАО, административный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания об устранении выявленных в результате проверки нарушений в сфере водопользования № 105 от 01.04.2013.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.03.2014 по делу № А81-3282/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

С судебным решением заявитель не согласился, обжаловав его в апелляционном порядке.

Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что плановой выездной проверкой, проведенной в отношении заявителя на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по ЯНАО от 14.02.2013 №97-р установлено, что ООО «Газпром добыча Ноябрьск» использует акватории поверхностных водных объектов с целью технического обслуживания при эксплуатации 17 подводных переходов газопроводов на территории Комсомольского газового промысла без договора водопользования, а именно:

-   переход № 1 газопровода через старину р. Пурпе, географические координаты 64°34'05" с.ш. 75°59'01" в.д;

-   переход № 2 газопровода через р. Пурпе, географические координаты 64°33'19" с.ш. 75°58'40" в.д;

-     переход № 3 газопровода через р. Ванчаруяха, географические координаты 64°31'37" с.ш. 75°56'44" в.д;

-     переход № 4 газопровода через р. Ванчаруяха, географические координаты 64°29'05" с.ш. 75°55'56" в.д;

-     переход № 5 газопровода через ручей б/н, правый приток р. Ванчаруяха, географические координаты 64°29'07" с.ш. 75°56'43" в.д;

-           переход № 8 газопровода через р. Хальмертаркаяха, географические координаты 64°25'58" с.ш. 75°37'01" в.д;

-           переход № 10 газопровода через р. Хальмеръяха, географические координаты 64°23'59" с.ш. 75°42'05" в.д;

-     переход № 11 газопровода через ручей б/н, правый приток р. Халокуяха, географические координаты 64°23'51" с.ш. 76°03'06" в.д;

-     переход № 12 газопровода через р. Вораяха, географические координаты 64°20'29" с.ш. 76°03'08" в.д;

-     переход № 13 газопровода через р. Вораяха, географические координаты 64°18'50" с.ш. 76°08'46" в.д;

-     переход № 14 газопровода через р. Вораяха, географические координаты 64°18'16" с.ш. 76°11'07" в.д;

-    юпереход № 15 газопровода через р. Воратаркаяха, географические координаты 64°21'06" с.ш. 76°08'50" в.д;

-    переход № 16 газопровода через р. Воратаркаяха, географические координаты 64°21'02" с.ш. 76°08'58" в.д;

-    переход №17 газопровода через р. Воратаркаяха, географические координаты 64°20'28" с.ш. 76°09'45" в.д;

переход № 18 газопровода через р. Воратаркаяха, географические координаты 64°18'57" с.ш. 76°09'57" в.д;

-     переход №19 газопровода через р. Хэкудъяха, географические координаты 64°17'13" с.ш. 76°10'29" в.д;

-     переход № 20 газопровода через р. Хэкудъяха, географические координаты 64°16'42" с.ш. 76°08'38" в.д.

Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от 01.04.2013 №53.

Ввиду использования обществом акваторий водных объектов с целью технического обслуживания при эксплуатации вышеуказанных подводных переходов газопроводов в отсутствие документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, Управлением Росприроднадзора по ЯНАО выдано предписание от 01.04.2013 №104 об устранении выявленных в результате проверки нарушений в сфере водопользования, а именно на общество возложена обязанность в срок до 04.12.2013 заключить договоры водопользования с целью эксплуатации подводных переходов газопроводов, указанных на страницах 30-31 акта проверки от 01.04.2013 №53.

Суд первой инстанции признал данное предписание законным и отказал в удовлетворении требований общества по существу спора, в обоснование чего указал на подтвержденный материалами дела факт использования заявителем водных объектов без заключенных договоров водопользования. Доводы о неисполнимости предписания судом отклонены.

В апелляционной жалобе ООО «Газпром добыча Ноябрьск» просит отменить судебное решение, удовлетворить заявленные требования.

Доводы жалобы обоснованы невозможностью выполнить требования предписания, так как для заключения договоров водопользования необходимо определить объект водопользования, что не представляется возможным сделать ввиду отсутствия соответствующих сведений о водном объекте в государственном водном реестре.

Также, по мнению общества, срок устранения соответствующего нарушения, выражающегося в отсутствии договоров водопользования, должен определяться не конкретной датой (периодом времени), а наступлением определенного юридического факта (события), в частности окончанием проведения государственного мониторинга водных объектов и размещением указанной информации в государственном водном реестре.

В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит оставить судебное решение без изменения.

Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших об его отложении (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, основанием для выдачи предписания является наличие установленных в ходе проверки фактов нарушения требований законодательства.

В данном случае обществу выдано предписание по факту использования водных объектов без установленных законом оснований.

Право водопользования детально регламентируется Водным кодексом Российской Федерации и подзаконными нормативными правовыми актами. Использованием водных объектов (водопользованием) является использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пункт 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации). Акваторией является водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ (пункт 1).

Субъектами права водопользования являются государство, уполномоченные им органы, водопользователи, т.е. граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами, а также водопотребители, т.е. граждане и юридические лица, которые получают от водопользователей в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд.

Пунктом 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Главой 3 Водного кодекса Российской Федерации (части 1, 2 статьи 11) предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 11 этого же Кодекса.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.

В силу части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты предоставляются в пользование, в том числе, для строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.

Часть 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень видов использования водного объекта, при которых не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Таким образом, по общему правилу для пользования водными объектами необходимо заключение договора водопользования или получение решения о предоставлении водного объекта в пользование. Исключение из этого правила составляют случаи, прямо предусмотренные частью 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации. Приведенный в указанной норме перечень не содержит указание на случай, при котором заключение договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование при осуществлении эксплуатации подводных переходов трубопроводов или использование акватории водного объекта не требуются.

Эксплуатация подводных переходов газопроводов, как и связанное с этим использование акватории водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, является нарушением водного законодательства.

Факт пользования обществом водными объектами в отсутствие документов, подтверждающих права на водопользование установлено в ходе проверки и судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и обществом не опровергается.

Так, пользование водными объектами со стороны общества подтверждается материалами проверки, а именно: актом проверки установлено, что обществом проводится техническое обслуживание и контроль состояния трубопроводов, который включает в себя обследование, ревизию, гидравлические испытания, экспертизу промышленной безопасности: обследования проводятся один раз в год, включающее контроль технического состояния внешним осмотром, выявление напряжений трубопроводов, восстановлений антикоррозийного покрытия, состояние переходов земля-воздух, знаков обозначения трассы газопроводов, охранных зон, состояние обваловки, всплытия на водных переходах; ревизия проводится один раз в три года и содержит мероприятия проводимые при обследовании а также техническое диагностирование трубопроводов (ультразвуковая толщинометрия). Предварительно проводятся работы по шурфованию и подготовки газопроводов для проведения ультразвуковой толщинометрии; гидравлические испытания проводятся один раз в 12 лет и включают в себя весь объем работ, связанных с обследованием и ревизией, а также техническое освидетельствование, включающее гидравлические испытания трубопроводов. Техническое обслуживание эксплуатируемых трубопроводов осуществляется в соответствии с «Планом-графиком обследования,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу n А46-16432/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также