Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по делу n А70-13254/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

28 мая 2014 года

                                                     Дело № А70-13254/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  28 мая 2014 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веревкина А.В.,

судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кундос Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3406/2014) Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26 февраля 2014 года по делу № А70-13254/2013 (судья Бедерина М.Ю.), принятое по иску индивидуального предпринимателя Шушариной Ольги Владимировны (ОГРНИП 313723232300032; ИНН 720403622609) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 11037739085636; ИНН 7710168360; место нахождения: г. Москва, ул. Ильинка, 9/1),  Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области (ОГРН 1057200722677; ИНН 7202137681; место нахождения: г. Тюмень, ул. Сакко, 17) о взыскании 11 361 382 руб.,

при участии в судебном заседании: 

от Министерства финансов Российской Федерации – представителя Капарулиной О.С.  по доверенности от 21.01.2014 сроком действия до 27.12.2015,

индивидуальный предприниматель Шушарина Ольга Владимировна не явилась,

от Департамента финансов Тюменской области – представитель не явился,

установил:

индивидуальный предприниматель Шушарина Ольга Владимировна (далее – ИП Шушарина О.В., истец) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ), Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области (далее – Департамент) о взыскании 11 361 382 руб. убытков.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.02.2014 по делу № А70-13254/2013 исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу ИП Шушариной О.В. взыскано 10 978 257 руб. 78 коп., 10 302 руб. 09 коп. расходов на оплату государственной пошлины; С Тюменской области в лице Департамента в пользу истца взыскано 383 124 руб. 22 коп., 360 руб. 39 коп. расходов на оплату государственной пошлины.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, Минфин РФ в апелляционной жалобе просит его отменить в части взыскания с Российской Федерации за счет казны денежных средств в пользу ИП Шушариной О.В. и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

В обоснование апелляционной жалобы Минфин РФ указывает, что для взыскания убытков истец должен представить доказательства факта их причинения и размера, а также наличия причинной связи между понесенными убытками и неправомерными действиями ответчика, его вины, что им не сделано. Ссылается на то, что истцом порядок возмещения транспортным организациям компенсационных расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, утвержденный нормативно-правовыми актами субъектов РФ, в установленном порядке не оспорен и не признан недействительным. Кроме того, полагает, что расчеты истца не обоснованы, поскольку в с соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан, субъектам РФ и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Заявитель также считает, что расходы истца, связанные с перевозкой льготных категорий граждан, включенных в графу «Ветераны» и содержащие «бывших федеральных льготников», должны взыскиваться с Тюменской области, тогда как РФ свои обязательства перед субъектом РФ по перечислению межбюджетных трансфертов исполнила в полном объеме, обязательств РФ как договорного, так и внедоговорного характера перед истцом, связанных с перевозкой льготной категорий пассажиров не возникло.

ИП Шушарина О.В. в письменном отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Истец, Департамент, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.

В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 АПК РФ, а отсутствие в данном судебном заседании истца и Департамента, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.

В порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений решение проверено лишь в части взыскания денежных средств с Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя Минфина РФ, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Шушарина О.В. на основании свидетельства серии 72 № 002269934 от 19.11.2013 (л.д. 64), лицензии № АСС-72-430949 от 12.05.2004 (л.д. 40) осуществляет предпринимательскую деятельность по пассажирским перевозкам автобусами Мерседес регистрационные знаки У 708 ОМ, К 641 КУ, автобусом Даймлер регистрационный знак АЕ 120, автобусами МАН регистрационные знаки В 958 ОА, В 178 ОК, К 201 ЕК, К 203 ЕК, К 204 ЕК, Е 018 СО, У 567 УУ и автобусом МАН SL 200 регистрационный знак Н 062 КЕ (л.д. 37).

В 2010 году истец был привлечен к выполнению регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам города Тюмени № 39, № 39д, № 100к ООО «Ротор», имевшим договор № 03-27/08юр от 11.08.2008 с Управлением по транспорту Администрации города Тюмени (л.д. 10-17).

Муниципальным образованием городской округ город Тюмень учреждено ОАО «Тюменская транспортная система» (далее – ОАО «ТТС»). Согласно пункту 3.3. Устава ОАО «ТТС» осуществляет следующие основные виды деятельности: организация транспортных услуг, организация перевозок грузов, организация работ по внедрению и использованию автоматизированной системы оплаты проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования, организация системы платежей за проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (биллинг), оснащение терминалами пассажирского транспорта общего пользования, ежедневный сбор данных о пассажиропотоках на маршрутах, количестве перевезенных пассажиров, в том числе льготных, с дифференцированием по конкретным категориям льгот.

02.09.2008 ИП Шушариной О.В. и ОАО «ТТС» подписан договор № 203 (в редакции дополнительного соглашения от 11.11.2009), предметом которого является организация взаимодействия участников «Автоматизированной системы оплаты проезда» по обслуживанию держателей бесконтактных микропроцессорных транспортных карт (транспортная карта), оказание ОАО «ТТС» (оператором) процессинговых услуг, для подготовки отчетов по договору о выплате субвенций и осуществление перечислений денежных средств, принятых в пользу истца (пользователя) при осуществлении электронных платежей (далее – транзакциии) на транспорте (л.д. 23-26, 34).

Согласно пункту 1.2 договора от 02.09.2008 № 203 для реализации договора, оператор передает во временное пользование истцу оборудование, являющееся частью «автоматизированной системы оплаты проезда», необходимое для обмена информацией по операциям с использованием транспортных карт.

Приложением № 3 к дополнительному соглашению от 11.11.2009 к договору от 02.09.2008 № 203 стороны согласовали перечень транспортных средств, на которые выданы карты транспортного средства, Приложением № 2 к дополнительному соглашению от 11.11.2009 к договору – перечень пунктов размещения локальных серверов (л.д. 36-37).

По акту приема-передачи оборудования, ОАО «ТТС» передало, а ИП Шушарина О.В. приняла терминал кондуктора в количестве 14 штук, служебные карты транспортного средства в количестве 11 штук, служебные карты кондуктора в количестве 26 штук, а также эмблему участника АСОП в количестве 28 штук (л.д. 35).

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие у истца оборудования, являющегося частью «Автоматизированной системы оплаты проезда», и необходимого для обмена информацией по операциям с использованием транспортных карт, в том числе для фиксации проезда по социальным транспортным картам.

Поскольку истцом понесены расходы, связанные с установлением льгот по провозной плате за перевозку федеральных и региональных льготных категорий пассажиров на автомобильном транспорте, которые РФ и Тюменской областью, предпринимателю не были компенсированы, ИП Шушарина О.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи Минфином РФ апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующие обстоятельства.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2 статьи 15 ГК РФ).

Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

На основании статей 1064 и 1069 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статей 15, 1064, 1069 ГК РФ лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (вреда), должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков.

В части 5 статьи 790 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Материалами дела подтверждается и ответчиками не оспаривается, что в 2010 году истцом были осуществлены перевозки граждан на муниципальном маршруте, относящихся к льготникам федерального и регионального значения, в том числе и в части осуществления перевозки граждан по категории «ветераны».

Как следует из сведений о перевезенных пассажирах истцом, предоставленных ОАО «ТТС» (уполномоченным органом, осуществляющим ежедневный сбор данных о пассажиропотоках на маршрутах, количестве перевезенных пассажиров, в том числе льготных, с дифференцированием по конкретным категориям льгот) за 2010 год, истец в 2010 году осуществил перевозки граждан, которым подлежат оказанию меры социальной поддержки, относящихся к ведению Российской Федерации и к ведению Тюменской области.

Согласно сведениям ОАО «ТТС» о перевезенных истцом пассажирах за 2010 год (помесячно) за спорный период установлено, что учет перевезенных истцом пассажиров велся по следующим категориям:

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по делу n А70-11433/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также