Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 по делу n А81-4893/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 15 мая 2014 года Дело № А81-4893/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.А., судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3541/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.03.2014 по делу № А81-4893/2013 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Сибирская нефтегазовая компания» (ИНН 8904005920, ОГРН 1028900619835) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 02.10.2013 № 525/2013, при участии в судебном заседании представителей: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; от открытого акционерного общества «Сибирская нефтегазовая компания» - Чижов Сергей Николаевич по доверенности № АФ-36/14 от 29.04.2014 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); установил:
открытое акционерное общество «Сибирская нефтегазовая компания» (далее – ОАО «Сибнефтегаз», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росприроднадзора по ЯНАО, заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным постановления от 02.10.2013 №525/2013 о назначении административного наказания. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.03.2014 по делу № А81-4893/2013 заявленные требования удовлетворены, спорный ненормативный правовой акт признан незаконным и отменен. С судебным решением административный орган не согласился, обжаловав его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что ОАО «Сибнефтегаз» является владельцем лицензии CJIX 01449 ВЭ, зарегистрированной 31.10.2003 на срок до 2018 года. Целевое назначение лицензии - добычи пресных подземных вод для хозяйственного и производственного водоснабжения УКПГ при бурении эксплуатационных и расконсервации разведочных скважин. В ходе плановой проверки ОАО «Сибнефтегаз», проведенной в период с 09.09.2013 по 16.09.2013 должностными лицами Управления Росприроднадзора, установлено нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. А именно, в соответствии с пунктом 5.2.2 лицензионного соглашения к лицензии CJIX 01449 ВЭ владелец лицензии обязан выполнять установленные стандарты по охране подземных вод и других объектов окружающей среды и своевременно ликвидировать прямые и потенциальные источники загрязнения подземных вод, связанные с использованием подземных вод. В нарушение пункта 5.11 СНиП 2.04.02-84 конструкция оголовка скважины не обеспечивает полную герметизацию, исключающую проникновение в межтрубное и затрубное пространства скважин воды и загрязнений. Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), административным органом 24.09.2013 составлен протокол об административном правонарушении № 525 и 02.10.2013 вынесено постановление № 525/2013, которым общество признано виновным в допущенном правонарушении и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. Судом первой инстанции указанное постановление было признано незаконным по основанию недоказанности события вменяемого правонарушения. В том числе суд указал, что СНиП 2.04.02-84, на который сослался административный орган, на момент привлечения к ответственности утратил силу, а актуализированная редакция указанных СНиП - СП 31.13330.2012, распространяется только на проектирование вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения. Также судом отмечено, что требования по охране подземных вод содержатся в СП 2.1.5.1059-01, в которых не имеется условия о герметизации конструкции оголовка скважины. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо с выводами суда первой инстанции не соглашается, просит отменить принятое решение, вынести новый судебный акт. Считает, что утрата силы СНиП 2.04.-84 никоим образом не свидетельствует о незаконности постановления о назначении наказания, поскольку вместо названных норм введен в действие Свод правил 31.13330.2012, в котором также содержится требование о герметизации конструкции оголовка скважины. Кроме того, общество ведет добычу воды не только для технических нужд, но и хозяйственного водоснабжения, что, по убеждению подателя жалобы, свидетельствует об ошибочности позиции суда первой инстанции относительно нераспространения СНиП 2.04.02-84 на рассматриваемые отношения. Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложены возражения относительно отмены судебного решения. Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя заявителя, поддержавшего возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Управление Росприроднадзора явку своего представителя не обеспечило, что с учетом надлежащего уведомления и в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя общества, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ). Как следует из части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, является пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта. Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее по тексту - Закон о недрах). В статье 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Обществу выдана лицензия СЛХ 01449 ВЭ зарегистрированная 31.10.2003 на срок до 2018 года. Целевое назначение лицензии - добычи пресных подземных вод для хозяйственного и производственного водоснабжения УКПГ при бурении эксплуатационных и расконсервации разведочных скважин. Пунктом 5.2.2 лицензионного соглашения предусмотрено, что владелец лицензии обязан выполнять установленные стандарты по охране подземных вод и других объектов окружающей среды и своевременно ликвидировать прямые и потенциальные источники загрязнения подземных вод, связанные с использованием подземных вод. В ходе натурного осмотра артезианских скважин установлено, что в оголовках скважин установлено наличие отверстий, два из которых предприятием использованы для питающего кафеля насосного оборудования, два других отверстия с наличием внутренней резьбы находятся в открытом состоянии. Одно из открытых отверстий обществом используется для проведения замеров уровня воды в скважине, что в принципе отвечает существующим требованиям, при которых в конструкции скважины необходимо предусматривать возможность проведения замеров дебета, уровня и отбора проб воды. Наличие открытых отверстий расценено административным органом как нарушение пункта 5.11 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети», которым предусмотрено, что конструкция оголовка скважины должна обеспечивать полную герметизацию, исключающую проникание в межтрубное и затрубное пространства скважины поверхностной воды и загрязнений. Апелляционный суд с такой трактовкой обстоятельств дела не может согласиться. Как видно из буквального толкования пункта 5.11 СНиП 2.04.02-84 «конструкция … должна обеспечивать полную герметизацию». Таким образом, с учетом положений статьи 24.5 КоАП РФ и части 4 статьи 210 АПК РФ административный орган обязан доказать, что конструкция скважины общества не обеспечивает полную герметизацию. Из материалов дела усматривается, что указанного обстоятельства заинтересованным лицом установлено не было, а было лишь выявлено наличие двух открытых на момент проверки отверстий с внутренней резьбой, одно из которых используется для проведения замеров. Апелляционная коллегия допускает, что данные отверстия, имеющие внутреннюю резьбу, являются технологическими, то есть предусмотренными изготовителем конструкции скважины для производства связанных с добычей выводы работ (например, как самостоятельно указывает административный орган, для производства замеров). Наличие таких технологических отверстий говорит лишь о том, что общество не произвело их заглушку (не закрыло отверстия), а не о «конструкции», которая «не обеспечивает» должную герметизацию. Кроме того, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции относительно того, что административный орган неправомерно вменил заявителю нарушение пункта 5.11 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети», так как данный нормативный акт утратил силу с 1 января 2013 года в связи с изданием Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14, которым утвержден СП 31.13330.2012 Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора указывает, что вместо обозначенного СНиП в данный момент действует его актуализированная редакция – СП 31.13330.2012. Действительно, сводом правил СП 31.13330.2012 установлено, что конструкция оголовка скважины должна обеспечивать полную герметизацию, исключающую проникание в межтрубное и затрубное пространства скважины поверхностной воды и загрязнений (п.8.11). Вместе с тем, настоящий свод правил устанавливает обязательные требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства. В данном случае общество эксплуатирует скважину. Сведений о наличии действий по ее проектированию либо реконструкции на момент проведения проверки заинтересованным лицом не представлено, что свидетельствует об отсутствии оснований для применения указанного правового акта к рассматриваемым отношениям. Требования по охране подземных вод содержатся в СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения». При этом требование о герметизации конструкция оголовка скважины указанные санитарные правила не содержат. Таким образом, следует поддержать вывод суда первой инстанции о том, что административным органом в оспариваемом постановлении приведены нормы, не подлежащие применению, и кроме того, указанные нормы не распространяются на охрану подземных вод. В нарушение части 4 статьи 210 АПК РФ заинтересованное лицо не доказало событие вменяемого правонарушения, что по правилам статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало-Ненецкого Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 по делу n А46-11534/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|