Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу n А46-14880/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

30 апреля 2014 года

                                              Дело №   А46-14880/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  24 апреля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  30 апреля 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Лотова А.Н., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Зайцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2315/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 27.01.2014 по делу № А46-14880/2013 (судья Пермяков В.В.)

по заявлению открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области

о признании незаконным разрешения на сбросы загрязняющих веществ от 11.10.2013 №3/2013-АС в части,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области – Пономарева Наталья Геннадьевна (удостоверение, по доверенности № 01/3219 от 13.06.2013 сроком действия один год);

от открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» - Вдовина Татьяна Николаевна (паспорт, по доверенности № 03-03/291 оф от 15.04.2014 сроком действия один год); Беклемишева Светлана Михайловна (паспорт, по доверенности № 03-03/4 оф от 01.01.2014 сроком действия один год),

установил:

 

открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее по тексту – Общество, ОАО «ТГК № 11») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Омской области (далее – Управление Росприроднадзора по Омской области, Управление) о признании недействительным разрешения на сбросы загрязняющих веществ от 11.10.2013 №3/2013-АС в части установления в пределах лимита сброса допустимой концентрации марганца в пределах 0, 041 мг/дм3, нитрит-аниона в пределах 0 мг/дм3, аммоний-иона в пределах 0,58 мг/дм3, установления разрешенного сброса в пределах установленного лимита марганца в количестве 0,005913 т/год и 0,005913 т. во втором квартале, нитрит-аниона в количестве 0 т/год и 0 т. во втором квартале, аммоний-иона в количестве 0,014940 т/год и 0,014940 т. во втором квартале, а также обязании Управления Росприроднадзора по Омской области установить в пределах лимита сброса допустимые концентрации марганца в пределах 0,23 мг/дм3 нитрит-аниона в пределах 0,108 мг/дм3, аммоний-иона в пределах 0,7 мг/дм3, установить разрешенный сброс   в пределах установленного лимита марганца в количестве 0,04239 т/год и 0,04239 т. во втором квартале, нитрит-аниона в количестве 0,054 т/год и 0,054 т. во втором квартале, аммоний-иона в количестве 0,0381 т/год и 0,0381 т. во втором квартале.

Решением Арбитражного суда Омской области от 27.01.2014 по делу № А46-14880/2013 заявленные Обществом требования удовлетворены полностью.

Признано недействительным разрешение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области на сбросы загрязняющих веществ от 11.10.2013 №3/2013-АС в части установления в пределах лимита сброса допустимой концентрации марганца в пределах 0, 041 мг/дм3, нитрит-аниона в пределах 0 мг/дм3, аммоний-иона в пределах 0,58 мг/дм3, установления разрешенного сброса в пределах установленного лимита марганца в количестве 0,005913 т/год и 0,005913 т. во втором квартале, нитрит-аниона в количестве 0 т/год и 0 т. во втором квартале, аммоний-иона в количестве 0,014940 т/год и 0,014940 т. во втором квартале.

Суд обязал Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по Омской области установить в пределах лимита сброса допустимые концентрации марганца в пределах 0,23 мг/дм3, нитрит-аниона в пределах 0,108 мг/дм3, аммоний-иона в пределах 0,7 мг/дм3, установить разрешенный сброс в пределах установленного лимита марганца в количестве 0,04239 т/год и 0,04239 т. во втором квартале, нитрит-аниона в количестве 0,054 т/год и 0,054 т. во втором квартале, аммоний-иона в количестве 0,0381 т/год и 0,0381 т. во втором квартале.

Этим же решением с Управления в пользу Общества взыскано 2 000 рублей государственной пошлины, уплаченной на основании платежного поручения от 28.05.2013 № 7048. Обществу возвращены 2 046 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной на основании платежного поручения от 28.05.2013 № 7048.

Судебный акт мотивирован тем, что разрешение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области на сбросы загрязняющих веществ от 11.10.2013 №3/2013-АС в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству и нарушает права Общества.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденная Приказом от 17.12.2007 № 333 Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее – Методика № 333), в том числе приложение № 2 к вышеуказанной Методике, не регулирует установление лимитов, а распространяется исключительно на установление нормативов допустимых сбросов. Управление считает, что разрешение на сбросы загрязняющих веществ от 11.10.2013 №3/2013-АС является законным и обоснованным. Удовлетворив заявление Общества суд первой инстанции установил для ОАО «ТГК-11» лимиты на сброс по марганцу в размере 23 раза превышающем предельно допустимую концентрацию. Оспариваемое заявителем разрешение выдано с учетом того, что сульфаты, хлориды, аммоний-ион, нитриты, нитраты, марганец сбрасываются только во втором квартале с апреля по июнь, именно поэтому вся масса разрешенного к сбросу в пределах установленного лимита марганца, аммоний-иона и нитрит-аниона в оспариваемом разрешении приходится на второй квартал.

От ОАО «ТГК № 11» поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.

Представитель Управления поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представители ОАО «ТГК № 11» поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

03.04.2013 Управлением Росприроднадзора по Омской области выдано разрешение №3/2013 на сбросы загрязняющих веществ структурному подразделению ТЭЦ-5 Омского филиала ОАО «ТГК-11» по выпуску №1.

Срок действия разрешения определен с 28 сентября 2012 года по 13 ноября 2012 года. Перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в р. Омь, указаны в приложении к данному разрешению.

25.06.2013 Управление Росприроднадзора по Омской области вновь выдало ОАО «ТГК-11» разрешение №3/2013-П на сбросы загрязняющих веществ структурному подразделению ТЭЦ-5 Омского филиала ОАО «ТГК-11» по выпуску №1.

Срок действия разрешения определен с 28 сентября 2012 года по 28 сентября 2013 года.

В связи с тем, что в вышеуказанных разрешениях заинтересованным лицом были неверно определены концентрации загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу, 11.10.2013 Управление Росприроднадзора по Омской области выдало ОАО «ТГК-11» новое разрешение №3/2013-АС на сбросы загрязняющих веществ структурному подразделению ТЭЦ-5 Омского филиала ОАО «ТГК-11» по выпуску №1 (далее - Разрешение №3/2013-АС), определив иные концентрации загрязняющих веществ.

Полагая, что разрешение №3/2013-АС является недействительным в части установления допустимой концентрации в пределах лимита сброса по марганцу, нитрит-аниону и аммоний-иону, так как не соответствует законодательству и незаконно создаёт препятствия для осуществления Обществом предпринимательской деятельности, ОАО «ТГК-11»  обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

27.01.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Управлением в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Общество считает незаконным разрешение Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области на сбросы загрязняющих веществ от 11.10.2013 №3/2013-АС в части.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В силу условий части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в число которых входят нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,

- нормативами допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов являются нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

- лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) – это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Таким образом, законодатель разделяет понятия нормативы допустимых выбросов и лимиты на выбросы загрязняющих веществ.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Приказом МПР России от 17.12.2007 № 333 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, в соответствии с которой и разрабатываются нормативы на сброс загрязняющих веществ в водный объект (далее - Методика, утвержденная приказом МПР России от 17.12.2007 № 333).

Согласно пункту 1 указанной Методики, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Апелляционный суд считает, что указанная Методика разработана для нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.

 При этом указанная Методика не содержит положений, регулирующих лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов. Не имеется в действующем законодательстве и иных норм, определяющих размер этих лимитов.

Учитывая, что в действующем законодательстве не установлена методика определения лимитов на выбросы и сбросы, то суд апелляционной инстанции считает необходимым применить по аналогии  Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом МПР России от 17.12.2007 № 333.

При этом, согласно приложению № 2 к вышеуказанной Методике фактический сброс должен включать данные по фактическому содержанию загрязняющих веществ в сточных водах за предыдущие 5 лет.

Как указано ранее, 11.10.2013 Управление Росприроднадзора по Омской области выдало ОАО «ТГК-11» новое разрешение №3/2013-АС на сбросы загрязняющих веществ структурному подразделению ТЭЦ-5 Омского филиала ОАО «ТГК-11» по выпуску №1, определив иные концентрации загрязняющих веществ.

Апелляционный суд считает, что разрешение №3/2013-АС является недействительным в части установления допустимой  концентрации 

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу n А46-14212/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также