Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу n А75-7430/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

29 апреля 2014 года

                                                     Дело № А75-7430/2013

                                                                       

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2014 года.

Восьмой арбитражный  апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глухих А.Н.,

судей Верёвкина А.В., Зиновьевой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Бирюля К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-159/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2013 года по делу № А75-7430/2013 (судья Фёдоров А.Е.), принятое по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1038600001714, ИНН 8601012848; 628012, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра Автономный округ, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 118) к открытому акционерному обществу «РН-Нижневартовск» (ОГРН 1028601866810, ИНН 8620111857; 628616, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Нижневартовск г, 9П Западный промышленный узел ул, 26, панель 4) о возмещении вреда,

с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1088601000762, ИНН 8601035002; 628011, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра Автономный округ, Ханты-Мансийск Город, Светлая Улица, 69),  

при участии в судебном заседании:

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – представитель не явился, извещено;

от открытого акционерного общества «РН-Нижневартовск» – представитель Бартош О.Н. (паспорт 6702 876097 выдан 10.12.2002, доверенность № 217 от 12.11.2013 сроком действия по 31.12.2014);

от Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – представитель не явился, извещено;

от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – представитель не явился, извещена;

установил:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Управление Росприроднадзора, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «ТНК-Нижневартовск» (далее - ОАО «ТНК-Нижневартовск», ответчик) о взыскании 2 295 000 руб. в счёт возмещения вреда, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, в результате некатегорийного отказа (аварии) на участке нефтесборного трубопровода.

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11.11.2013 по делу № А75-7430/2013 в удовлетворении иска отказано.

Возражая против принятого судебного акта, Управление Росприроднадзора обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит  решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11.11.2013 по делу № А75-7430/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

В обоснование апелляционной жалобы Управление Росприроднадзора указало на то, что судом первой инстанции сделаны неверные выводы об отсутствии у него полномочий на предъявление в арбитражный суд исков о возмещении вреда почвам как объекту охраны окружающей среды, причиненного на землях лесного фонда.

Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 06.03.2014.

В судебное заседание, состоявшееся 06.03.2014, представители ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не явились.

На основании статей 156, 266 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.

От ОАО «РН-Нижневартовск», Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.

От ОАО «РН-Нижневартовск» поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве, в котором заявитель просит заменить ответчика - ОАО «ТНК-Нижневартовск» на правопреемника – ОАО «РН-Нижневартовск», в связи с переименованием организации.

Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 ходатайство удовлетворено. Произведена замена наименования ответчика - ОАО «ТНК-Нижневартовск» на – ОАО «РН-Нижневартовск». Рассмотрение апелляционной жлобы отложено на 24.04.2014.

В заседание суда, состоявшееся 24.04.2014, представители истца и третьих лиц, надлежащих образом извещённых о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились.

На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу  в отсутствие неявившихся участников процесса.

 В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО «РН-Нижневартовск» высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу 0 без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы и отзывов на неё, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела усматривается, что исковые требований мотивированы тем, что 15.02.2013 на территории Самотлорского лицензионного участка, в зоне деятельности ОАО «ТНК-Нижневартовск» в результате некатегорийного отказа на участке нефтесборного трубопровода «ЦДНГ-3, к.2480 - м.вр.к.2472 в 900 м от с/з № 275 произошло загрязнение почвы нефтепродуктами на площади 765 кв.м.

Согласно расчету вред, причиненный почвам, определён истцом в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238.

Обществу 11.07.2012 направлена претензия исх. №02-1/8962, в которой предложено в добровольном порядке возместить ущерб в размере 2 295 000 руб., причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды.

Поскольку в установленный срок ущерб не был возмещен в добровольном порядке, Управление обратилось в арбитражный суд с данным иском.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований исходил из того, что Управление Росприроднадзора является ненадлежащим истцом в части взыскания вреда, причиненного почвам на земельном участке, отнесенном к категории земель лесного фонда.

Основания для переоценки данного вывода суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект -естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Как правильно указал суд первой инстанции, пунктом 1 статьи 4 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Как следует из материалов дела, подтверждается выпиской из государственного лесного реестра и не оспаривается сторонами, загрязненный участок общей принадлежит к землям лесного фонда.

В соответствии со статьёй 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения являются самостоятельными категориями.

Согласно статье 6 Закона об охране окружающей среды предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительно власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (пункт 1 статьи 65 Закона об охране окружающей среды).

Виды государственного экологического надзора перечислены в пункте 2 данной статьи, к числу которых отнесен федеральный государственный лесной надзор.

В силу пункта 3 статьи 65 Закона об охране окружающей среды государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 65 Закона об охране окружающей среды).

Исходя из статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

Пунктами 36 и 37 статьи 81 указанного Кодекса к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено: установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; установление порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах, мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения или в границах лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Кодекса.

Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 №394, установлено, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу n А46-1428/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также