Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 по делу n А75-10497/2013. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 17 апреля 2014 года Дело № А75-10497/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2014 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:председательствующего судьи Рожкова Д.Г., судей Кудриной Е.Н., Солодкевич Ю.М., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2740/2014) Чижевского Игоря Владимировича на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 февраля 2014 года о прекращении производства по делу № А75-10497/2013 (судья Сердюков П.А.), принятое по иску Чижевского Игоря Владимировича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) 3-и лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Администрация города Нижневартовска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Чижевский Игорь Владимирович (далее – Чижевский И.В., истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 86:11:0402001:885, категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью 0,1756 га, местоположение: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, Северный промышленный узел, 10 км. Самотлорской автодороги, ул. 2ПС, в размере его рыночной стоимости. Определением суда от 21.12.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Росреестра), Администрация города Нижневартовска (далее – Администрация). Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.02.2014 по делу № А75-10497/2013 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Чижевскому И.В. из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 4 000 руб. 00 коп, уплаченная по чеку-ордеру от 17.12.2013 № 3042. Не соглашаясь с вынесенным определением, Чижевский И.В. в апелляционной жалобе просит его отменить и передать дело на рассмотрение суда первой инстанции. В обоснование апелляционной жалобы Чижевский И.В. указывает, что споры по заявлениям о результатах определения кадастровой стоимости должны рассматриваться с соблюдением требований статьи 27 АПК РФ. Заявления физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, о пересмотре кадастровой стоимости могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда в случае, если спор носит экономический характер. Акцентирует внимание на том обстоятельстве, что суды общей юрисдикции поддерживают позицию о рассмотрении дел указанной категории в арбитражном суде по правилам искового производства. Стороны, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечили. До начала судебного заседания от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Суд определил ходатайство Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» удовлетворить. На основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся участников процесса. Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены определения суда первой инстанции ввиду следующего. Правила подведомственности дел арбитражному суду установлены параграфом 1 главы 4 АПК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане). Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами (статья 28 АПК РФ). Согласно положениям совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 года «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами РФ, а в случае, если такие акты не позволяют четко разграничить компетенцию при определении подведомственности дела, следует исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом. При этом по общим правилам подведомственности, критериями отнесения споров к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав и характер правоотношений, которые должны быть связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Из анализа искового заявления следует, что истцом предъявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 86:11:0402001:885, в размере его рыночной стоимости, в рамках закона об оценочной деятельности. Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который включена глава III. 1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, положения главы III. 1 «Государственная кадастровая оценка» «Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), а также предусмотренный ею механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка. Согласно пункту 4 статьи 3 АПК РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта. Абзацем первым статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 346-ФЗ) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде. При этом в прежней редакции часть 1 статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривала возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии. Из изложенного следует, что при внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» воля законодателя была направлена на рассмотрение дел, связанных с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков, определенной по результатам массовой оценки, в том числе путем предъявления исков об установлении кадастровой стоимости объектов в размере, равном их рыночной стоимости, в специальных судах, а именно в арбитражных судах. То есть находящаяся в статье 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» процессуальная норма о подведомственности спора имеет самостоятельное значение и должна применяться независимо от применения остальных правовых норм, содержащихся в главе III.1 указанного Закона. Таким образом, в случае обращения физического лица, в рассматриваемом случае Чижевского И.В., с иском об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости после вступления в силу главы III. 1 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» такой иск подлежит рассмотрению в арбитражных судах с применением специальной подведомственности дел указанной категории. Основания для прекращения производства по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ у суда отсутствовали. На основании изложенного суд апелляционной инстанции отменяет определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.02.2014 о прекращении производства по делу и направляет дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Судебные расходы подлежат распределению Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по результатам рассмотрения дела по существу. Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271, пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 февраля 2014 года о прекращении производства по делу № А75-10497/2013 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Д.Г. Рожков Судьи Е.Н. Кудрина Ю.М. Солодкевич Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 по делу n А46-9742/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|