Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2014 по делу n А70-9018/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

07 апреля 2014 года

Дело № А70-9018/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1346/2014) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.12.2013 по делу № А70-9018/2013 (судья Безиков О.А.),

принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ГОСТ»

к Департаменту имущественных отношений Тюменской области

о признании недействительным решения об отказе в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Тюменской области, обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,

при участии в судебном заседании представителей:

от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

от общества с ограниченной ответственностью «ГОСТ» - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ГОСТ» (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту – Департамент, ответчик) о признании недействительным решения об отказе в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженного в форме письма №130611019/10-2 от 11.06.2013 Департамента имущественных отношений Тюменской области «о рассмотрении заявления»; о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Тюменской области при вынесении решения об отказе в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженного в форме письма №130611019/10-2 от 11.06.2013 «о рассмотрении заявления».

В качестве способа  восстановления нарушенных прав Общество просит обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области завершить процедуру рассмотрения заявления ООО «ГОСТ» от 06.05.2013 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, выполнив следующие действия:

- обеспечить выбор земельного участка ориентировочной площадью 1 758 кв.м. по заявлению ООО «ГОСТ» от 06.05.2013 на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения торгового объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями;

- получить необходимую информацию об обеспечении земельного участка объектами инженерной инфраструктуры;

- получить технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения;

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным правилам;

- изготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в соответствии с возможными вариантами выбора;

- опубликовать информационное сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства;

- оформить результаты выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства объекта по обслуживанию общества и государства расположенного в г.Тюмень, на пересечении улиц Мельникайте и Харьковская, размещаемого на земельном участке ориентировочной площадью 1 758 кв.м.;

- принять решение, предусмотренное пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации;

- выдать копию решения с приложенными документами ООО «ГОСТ» в течение 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением от 06.12.2013 по делу № А70-9018/2013 требования заявителя были удовлетворены. При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что Департамент при рассмотрении заявления Общества о выборе испрашиваемого земельного участка для предварительного согласования места размещения торгового объекта не осуществил весь комплекс мероприятий по выбору места размещения объекта строительства в соответствии с установленной статьей 31 Земельного кодекса РФ и разделом 8 Положения №144-П процедурой, а также Департаментом был нарушен установленный статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения заявления общества.

В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

По утверждению подателя апелляционной жалобы, представленные в материалы рассматриваемого спора доказательства с достаточной достоверностью подтверждают позицию  о несоблюдении заявителем условий, позволяющих размещение отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях города Тюмени, следовательно, основания для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта у Департамента отсутствовали. Податель жалобы также не согласен с выводом судебного акта о нарушении Департаментом процедуры рассмотрения заявления Общества.   

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

06.05.2013 Общество обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка площадью 1 758 кв.м., предварительном согласовании места размещения объекта по обслуживанию общества и государства, в г.Тюмени, на пересечении улиц Мельникайте и Харьковская и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что подтверждается распиской в получении документов № 130506046 от 06.05.2013.

Письмом от 11.06.2013 № 130611019/10-2 Департамент сообщил заявителю о том, что 28.05.2013 совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта по обслуживанию общества и государства, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земель общего пользования и точечное строительство на территории города Тюмени запрещено Правилами землепользования и застройки города Тюмени, на испрашиваемом земельном участке находятся зеленые насаждения.

Полагая, что решение об отказе в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженного в форме письма №130611019/10-2 от 11.06.2013 Департамента имущественных отношений Тюменской области является недействительным, а оспариваемые бездействия Департамента незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.

Решением от 06.12.2013 по делу № А70-9018/2013 требования заявителя были удовлетворены.

Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в рассматриваемом случае заявитель оспаривает решение Департамента об отказе в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также бездействия Департамента при принятии данного решения.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулирован статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Правовая регламентация первой из названных процедур предоставления земельных участков заключается в следующем.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, - в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 3 статьи 30 Кодекса).

Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.

В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6-8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 Кодекса).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской     округ город

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2014 по делу n А46-12587/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также