Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2009 по делу n А46-20288/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

18 февраля 2009 года

                                                      Дело №   А46-20288/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2009 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кливера Е.П.

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-401/2009) Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее – УФРС России по Омской области; регистрирующий орган)

на решение Арбитражного суда Омской области от 08.12.2008 по делу № А46-20288/2008 (судья Захарцева С.Г.), принятое

по заявлению департамента имущественных отношений администрации г. Омска (далее – Департамент)

к УФРС России по Омской области,

о признании незаконным отказа в регистрации права муниципальной собственности и обязании зарегистрировать право на объект недвижимого имущества,

при участии в судебном заседании:

от УФРС России по Омской области − Нигороженко Н.Ю. по доверенности от 31.12.2008 № 261, действительной до 30.06.2009 (удостоверение ТО № 033302 от 24.07.2007 действительно до 24.07.2011);

от департамента имущественных отношений администрации г. Омска – Кокиной Е.В. по доверенности от 15.04.2008 № 04/14376, сохраняющей силу в течение одного года (удостоверение № 515/08 от 11.09.2008 действительно до 15.04.2010),

установил:

 

департамент имущественных отношений администрации г. Омска обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к УФРС России по Омской области, в котором просил:

- признать незаконным отказ заинтересованного лица, оформленный письмом от 10.07.2008 № 05/28522, в регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – школа № 55 (четырехэтажное строение с двухэтажной и одноэтажной пристройками, общей площадью 8401 кв.м., литера А, А1, А2), расположенный по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 4;

- обязать заинтересованное лицо зарегистрировать право собственности за муниципальным образованием г. Омск на объект недвижимого имущества – школа № 55 (четырехэтажное строение с двухэтажной и одноэтажной пристройками, общей площадью 8401 кв.м., литера А, А1, А2), расположенный по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 4.

Решением Арбитражного суда Омской области от 08.12.2008 требования департамента имущественных отношений администрации г. Омска удовлетворены в полном объеме.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на отсутствие у регистрирующего органа оснований, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на школу № 55 (четырехэтажное строение с двухэтажной и одноэтажной пристройками, общей площадью 8401 кв.м., литера А, А1, А2), расположенную по адресу: г. Омск, ул. Мельничная, д. 4.

УФРС России по Омской области, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 08.12.2008 по делу № А46-20288/2008 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе регистрирующий орган считает, что суд первой инстанции необоснованно заключил вывод, что кадастровый учет здания произведен до 01.03.2008, в связи с чем, выдача кадастрового паспорта не требуется.

УФРС России по Омской области указало, что необходимость проведения кадастрового учета зданий, сооружений установлена Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступившим в силу с 01.03.2008, в связи с чем, податель жалобы считает, что указанный выше вывод суда первой инстанции противоречит действующему законодательству.

Департамент имущественных отношений администрации г. Омска в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Департамент имущественных отношений администрации г. Омска полагает, что регистрирующий орган неверно толковал положения Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ, Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали свои доводы по мотивам, изложенным выше

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя УФРС России по Омской области и представителя департамента имущественных отношений администрации г. Омска, суд установил следующие обстоятельства.

16.05.2008 департамент имущественных отношений администрации г. Омска обратился в УФРС по Омской области с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - школу № 55 (четырёхэтажное строение с двухэтажной и одноэтажной пристройками, общей площадью 8402 кв.м., Литера А, А1, А2), расположенный по адресу: город Омск, улица Мельничная, д. 4.

На государственную регистрацию Департаментом было представлено: заявление на регистрацию возникновения права собственности от 16.05.2008; выписка из реестра муниципального имущества от 03.04.2008; технический паспорт от 11.03.2008; постановление мэра г. Омска от 29.08.1997 № 280-п; доверенность, удостоверенная нотариусом № 13372 от 14.12.2007; платежное поручение № 67084 от 02.04.2008; распоряжение № 2824-р от 23.12.2005; справка ГП «Омский центр ТИЗ» № 741, № 742 от 21.02.2008; справка; соглашение.

07.06.2008 государственная регистрация приостановлена сроком на один месяц, в связи с непредставлением кадастрового паспорта, необходимого для регистрации.

Поскольку в течение указанного срока Департаментом не был представлен кадастровый план объекта, УФРС по Омской области письмом от 10.07.2008 № 05/28522 отказало в государственной регистрации упомянутого выше объекта недвижимости.

Полагая, что отказ УФРС России по Омской области, изложенный в письме от 10.07.2008 № 05/28522, нарушает права и законные интересы департамента имущественных отношений администрации г. Омска, последний обратился в арбитражный суд первой инстанции.

08.12.2008 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В абзаце первом пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В абзаце десятом пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ определено, что обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Данный абзац изложен в редакции Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13.05.2008 № 66-ФЗ), который в соответствии со статьей 22 вступил в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Федеральный закон от 13.05.2008 № 66-ФЗ был опубликован в «Российской газете» 17.05.2008, следовательно, изменения, внесенные указанным законом в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ, в частности в статью 17, вступили в законную силу с 17.05.2008.

До внесения указанных изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ абзац десятый пункта 1 статьи 17 данного нормативного акта предусматривал в качестве обязательного приложения к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, предоставление плана данного объекта недвижимого имущества. Таковым в тот период являлся технический паспорт объекта.

Из имеющихся в материалах настоящего дела документов усматривается, что департамент имущественных отношений администрации г. Омска обратился в УФРС России по Омской области 16.05.2008, с приложением следующих документов: заявление на регистрацию возникновения права собственности от 16.05.2008; выписка из реестра муниципального имущества от 03.04.2008; технический паспорт от 11.03.2008; постановление мэра г. Омска от 29.08.1997 № 280-п; доверенность, удостоверенная нотариусом № 13372 от 14.12.2007; платежное поручение № 67084 от 02.04.2008; распоряжение № 2824-р от 23.12.2005; справка ГП «Омский центр ТИЗ» № 741, № 742 от 21.02.2008; справка; соглашение.

Данное обстоятельство подтверждается распиской УФРС России по Омской области, имеющейся в материалах настоящего дела (л.д. 13), в которой имеется фамилия, имя, отчество сотрудника принявшего документы, подпись лица принявшего документы и дата принятия перечисленных выше документов от департамента имущественных отношений администрации г. Омска.

Таким образом, арбитражный апелляционной суд приходит к выводу о том, что на государственную регистрацию объекта недвижимости Департаментом были представлены все необходимые документы, предусмотренные на дату обращения в регистрирующий орган – 16.05.2008, то есть до вступления в законную силу изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 13.05.2008 № 66-ФЗ.

Доказательств, опровергающих указанный вывод суда, подателем апелляционной жалобы в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

При данных обстоятельствах представление Департаментом кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества не требуется, в связи с чем, отказ УФРС России по Омской области в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, изложенный в письме от 10.07.2008 № 05/282522 является неправомерным.

Кроме того, как уже было отмечено выше, обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.

До 01 января 2010 года Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ) установлен переходный период применения настоящего закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости.

Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

К отношениям, возникшим до вступления в силу указанного Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, последний применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.

Кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Из содержания статьи 48 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ следует, что данный Федеральный закон вступает в силу с 01 марта 2008 года, за исключением части 4 статьи 4 и части 6 статьи 47 данного Федерального закона.

Таким образом, как обоснованно заключил вывод суд первой инстанции, положения статей 46, 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ предусматривают, что технические паспорта, выданные в установленном порядке до 1 марта 2008 года, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

В настоящем случае, как следует из материалов дела, на регистрацию в УФРС по Омской области был представлен технический паспорт, составленный государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» по состоянию на 29.01.2008 и выданный 11.03.2008. При этом из экспликаций плана строения следует, что он был проверен уполномоченным лицом еще 17.02.2008.

Следовательно, материалами дела подтверждается, что кадастровый учет данного объекта был произведен до 01.03.2008, следовательно, предоставление Департаментом в адрес УФРС России по Омской области кадастрового паспорта не требуется.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленное департаментом имущественных отношений администрации г. Омска требование, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба УФРС России по Омской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Омской области от 08.12.2008 по делу № А46-20288/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Е.П. Кливер

Судьи

Н.Е. Иванова

О.Ю. Рыжиков

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2009 по делу n А46-20290/2008. Отменить реш.,пост-е,производство прекратить,утвердить мировое соглаш.  »
Читайте также