Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу n А75-5523/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

06 марта 2014 года

  Дело № А75-5523/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12044/2013) прокурора Нижневартовского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.09.2013 по делу № А75-5523/2013 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению прокурора Нижневартовского района о привлечении открытого акционерного общества «Самотлорнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,

судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

прокурор Нижневартовского района (далее – заявитель, прокурор, прокуратура) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Самотлорнефтегаз» (далее -, ОАО «Самотлорнефтегаз») к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за эксплуатацию объекта «Низконапорный водовод подтоварной воды от КСП-23 до КНС-36» в отсутствие разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее - Северо-Уральское управление Ростехнадзора).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.09.2013 по делу № А75-5523/2013 в удовлетворении заявления отказано полностью.

Судебный акт мотивирован отсутствием состава вменяемого Обществу правонарушения.

Не согласившись с принятым судебным актом, прокурор Нижневартовского района обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы прокурор указывал на неправомерность отказа суда первой инстанции в принятии уточнений заявления о привлечении к административной ответственности, поскольку право истца на уточнение предмета иска предусмотрено статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, осуществленные Обществом работы представляют собой реконструкцию трубопровода, в связи с чем, требуют обязательного получения разрешения на ввод соответствующего объекта в эксплуатацию; судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что в соответствии с проектной документацией «Низконапорный водовод подтоварной воды от КСП-23 до КНС-36. Площадка камеры приема диагностического снаряда» не выделен в самостоятельный этап строительства.

Кроме того, прокурор отмечает, что судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание заключение должностного лица Северо-Уральского управления Ростехнадзора о наличии в действиях ОАО «Самотлорнефтегаз» события правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Поступивший в Восьмой арбитражный апелляционный суд письменный отзыв ОАО «Самотлорнефтегаз» на апелляционную Прокурора Нижневартовского района не приобщен к материалам дела в связи с отсутствием доказательств его направления в адрес лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Поскольку данный отзыв поступил в апелляционный суд в электронном виде, то он остается в материалах дела, но в силу изложенного оценке не подлежит.

До начала судебного заседания от ОАО «Самотлорнефтегаз» и Северо-Уральского управления Ростехнадзора, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены.

Прокурор Нижневартовского района, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об его отложении не заявил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица, участвующего в деле.

В порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

Прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и градостроительного законодательства на территории Нижневартовсного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса.

В ходе проведения проверки прокуратурой установлено, что ОАО «Самотлорнефтегаз» с 30.11.2012.2012 эксплуатирует объект капитального строительства – «Низконапорный водовод подтоварной воды от КСП-23 до КНС-36» в отсутствие разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

В соответствии с договором аренды лесного участка № 308/09-08-ДА от 14.07.2009 ОАО «Самотлорнефтегаз» в аренду передан земельный участок площадью 22,82 га на территории Нижневартовского участкового лесничества под объект «Реконструкция Самотлорского месторождения СНДГУ-2 ОАО «Самотлорнефтегаз». Линейные трубопроводы» на срок с даты регистрации договора по 31.12.2038.

В феврале 2012 года ОАО «Самотлорнефтегаз» выдано разрешение на строительство № ХМН-03004728-УВС/С объекта капитального строительства «Реконструкция Самотлорского месторождения. Линейные трубопроводы. Монтаж камер пуска/приема диагностического снаряда», в том числе низконапорного водовода подтоварной воды от КСП-23 до КНС-36, со сроком действия разрешения до 29.12.2013.

Выполненные работы приняты актами о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 30.06.2012 № 458, от 31.08.2012 № 497, от 30.09.2012 № 509/4, 509/1, 509/2, 509/3, от 31.10.2012 № 536, которыми подтверждается, что с момента окончания работ до 24.06.2013 (на дату возбуждения дела об административном правонарушении) Обществом осуществлялась эксплуатация обозначенного напорного нефтепровода в отсутствии полученного в установленном законом порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

По результатам проверки прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1 л.д.10-14).

Материалы дела в соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях переданы в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией.

23.09.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.

Таким образом, суд первой инстанции правильно отметил, что для установления события административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо определить следующие обстоятельства: осуществляется ли эксплуатация объекта; является ли эксплуатируемый объект объектом капитального строительства; относятся ли проведенные на объекте работы к строительству, реконструкции, либо капитальному ремонту; требуется ли для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту получение разрешения на строительство.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Пунктом 11 той же статьи предусмотрено, что линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Как установлено материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, объект «Низконапорный водовод подтоварной воды от КСП-23 до КНС-36» представляет собой линейный объект капитального строительства.

В соответствии со статьей 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (пункт 5 части 3 статьи 8, пункт 4 статьи 51 ГрК РФ).

Как следует из постановления прокурора от 25.06.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении, Обществу вменяется в вину эксплуатация объекта

«Низконапорный водовод подтоварной воды от КСП-23 до КНС-36. Площадка камеры пуска диагностического снаряда. Площадка камеры приема диагностического снаряда»

стройки «Реконструкция Самотлорского месторождения. Линейные  трубопроводы. Монтаж камер писка/приема диагностического  снаряда» в отсутствие разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Между тем, указанный напорный нефтепровод введен в эксплуатацию 30.11.2012 (т. 1 л. д. 22.-26).

Таким образом, объект, незаконная эксплуатация которого вменяется в вину ОАО «Самотлорнефтегаз», в действительности эксплуатируется Обществом с 30.11.2012 на основании соответствующих надлежащих документов.

В суде первой инстанции прокурор представил уточненное заявление, согласно которому просил привлечь Общество к ответственности за эксплуатацию объекта капитального строительства - реконструированного линейного объекта «Низконапорный водовод подтоварной воды от КСП-23 до КСП-36» без разрешения на ввод его в эксплуатацию.

Представленные прокурором письменные уточнения заявленных требований обоснованно не приняты судом первой инстанции к рассмотрению, поскольку наличие события административного правонарушения устанавливается, в первую очередь, протоколом об административном правонарушении (или постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении), который составляется в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, с разъяснением последнему его прав и обязанностей и с предоставлением ему возможности ознакомления с протоколом об административном правонарушении и представления объяснений и замечаний по содержанию протокола (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении).

Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что изменение сведений об объективной стороне административного правонарушения, указываемых в протоколе об административном правонарушении или в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, вопреки требованиям процедуры, предусмотренной статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует положениям законодательства об административных правонарушениях, поскольку нарушает право лица, привлекаемого к административной ответственности, на

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу n А75-1216/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также