Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2009 по делу n А81-2989/2008. Об удовлетворении ходатайства о выдаче судебных актов,Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

12 февраля 2009 года

                                                          Дело № А81-2989/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  05 февраля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  12 февраля 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей  Кливера Е.П., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6334/2008) открытого акционерного общества «Тепло-Энергетик» на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.10.2008 по делу № А81-2989/2008 (судья Малюшин А.А.) о прекращении производства по делу, вынесенное по заявлению открытого акционерного общества «Тепло-Энергетик» к службе по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа  о признании незаконным протокола № 8 от 07.05.2008 в части вопроса № 4 об исключении необоснованных расходов из тарифа на тепловую энергию согласно акта проверки № 10 от 28.12.2007,

при участии в судебном заседании представителей: 

от открытого акционерного общества «Тепло-Энергетик» - Грачева А.А. по доверенности от 12.11.2008 № 12, сохраняющей силу в течение одного года; Станкевич Н.О. по доверенности от 03.09.2007 № 9, сохраняющей силу в течение трех лет;

от службы по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа  - не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Тепло-Энергетик» (далее – ОАО «Тепло-Энергетик», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к службе по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – служба по тарифам) о признании недействительным решения коллегии службы по тарифам от 07.05.2008 № 8 в части вопроса № 4 об исключении необоснованных расходов из тарифа на тепловую энергию.

В судебном заседании (протокол от 30.09.2008) общество поддержало заявленные требования, просило признать недействительным ненормативный правовой акт - протокол заседания коллегии службы по тарифам № 8 от 07.05.2008 в части решения по вопросу № 4.

Определением от 31.10.2008 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа прекратил производство по делу № А81-2989/2008 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). По мнению суда, оспариваемый протокол коллегии службы по тарифам не является ненормативным правовым актом, обжалуемым в арбитражном суде в порядке статьи 29 АПК РФ.

ОАО «Тепло-Энергетик» в апелляционной жалобе просит определение от 31.10.2008 по делу № А81-2989/2008 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При этом податель жалобы указывает на следующее.

Суд первой инстанции, по мнению общества, в определении о прекращении производства неправомерно ссылается на Приказ службы от 20.12.2007 № 108-п и Положение о коллегиальном органе службы по тарифам.

Приказ службы от 20.12.2007 № 108-п «Об утверждении состава Коллегии Службы по тарифам ЯНАО», так же как и Положение о коллегиальном органе службы по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденное Приказом руководителя службы от 12.04.2006 № 36-П (далее - Положение о коллегиальном органе службы по тарифам), предписывают определенные правила обязательные к исполнению, влекут правовые последствия и рассчитаны на неопределенный круг лиц и неоднократное применение, поэтому являются нормативными правовыми актами. Однако, они не были опубликованы, поэтому не несут правовых последствий, как не вступившие в силу, и применению не подлежат.

По мнению общества, решение Коллегии, изложенное в протоколе от 07.05.2008 №8, по вопросу №4 является ненормативным правовым актом, так как:

принято коллегиальным органом службы по тарифам, что соответствует подпункту 11.5 пункта 11 и пункту 17 Положения о службе по тарифам, которые предусматривают принятие решение Коллегией по вопросам контроля деятельности организаций, регулирование тарифов (цен) на продукцию и услуги которых осуществляет служба по тарифам;

обращение этого решения к исполнению возлагается на Коллегию, которая вынесла это решение при установлении обществу тарифов на тепловую энергию на 2009 год, в силу пункта 18 Правил регулирования тарифов и пункта 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии;

устанавливает, что обществом в 2006 году необоснованно получена дополнительная прибыль в сумме 35440,3 тыс.руб., с которой Коллегией исчислен налог на прибыль в сумме 8505,7 тыс. руб. (35440,3 х 24 : 100), в результате чего сделан вывод о необоснованно полученной в 2006 году дополнительной чистой прибыли в сумме 26934,6 тыс.руб. при реализации тепловой энергии по установленным на нее тарифам;

фактически изменяет данные бухгалтерской отчетности общества за 2006 год.

Таким образом, вопрос о законности именно протокола от 07.05.2008 №8, положенного, по мнению заявителя, в основу принятия приказа от 30.07.2008 № 70-т об установлении тарифа на 2009 год, должен быть рассмотрен в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ.

Служба по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с представленным суду письменным отзывом на апелляционную жалобу считает определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

От службы по тарифам в суд поступило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы без участия ее представителя, которое суд счел возможным удовлетворить.

В заседании суда апелляционной инстанции от ОАО «Тепло-Энергетик» поступило устное ходатайство о приобщении к материалам дела письменных возражений на отзыв на апелляционную жалобу службы по тарифам.

Суд удовлетворил заявленное ходатайство, приобщил возражения к материалам дела.

Представители ОАО «Тепло-Энергетик» поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на отзыв, просили отменить определение от 31.10.2008 по делу № А81-2989/2008 о прекращении производства по делу.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, возражения на отзыв, заслушав представителей подателя жалобы, проверив в порядке статьей 268, 272 АПК РФ законность и обоснованность определения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, споры об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок рассмотрения споров об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления регламентируется главой 24 АПК ПФ.

Суд апелляционной инстанции считает, что, прекращая производство по делу в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый протокол коллегии службы по тарифам не относится к ненормативным актам, поскольку носит промежуточный характер, не порождает каких-либо прав и обязанностей для заявителя, не содержит властных предписаний, которые адресованы ОАО «Тепло-Энергетик», а носит лишь рекомендательный характер для службы по тарифам.

Под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательное предписание по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.

Пунктом 1 Положения о службе по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.03.2006 №83-А (далее – Положение), установлено, что служба по тарифам является исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, уполномоченным осуществлять на территории автономного округа государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

В соответствии с пунктом 4 Положения служба принимает правовые акты в форме приказов. Правовые акты могут иметь нормативный и ненормативный характер. Правовые акты (приказы), имеющие ненормативный характер, издаются по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности службы.

То есть, Положением не установлены иные акты, издаваемые службой (кроме приказа), которые могут носить нормативный или ненормативный характер.

Для определения основных направлений деятельности службы и принятия решений образуется коллегия, в состав которой входят 7 человек.

Приказом руководителя службы по тарифам от 12.04.2006 №36-П утверждено Положение о коллегиальном органе службы (далее – Положение о коллегии), согласно пункту 1.3 которого решение коллегии, принятое в пределах полномочий, обязательно для исполнения на территории автономного округа всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. При этом такие решения принимаются в форме приказа, который утверждается руководителем службы (т.3, л.д. 112-142).

В материалы дела представлен приказ № 70-т службы по тарифам от 30.07.2008 (т.4, л.д. 46-47) об установлении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую ОАО «Тело-Энергетик» и отпускаемую потребителям в 2009 году. Данный приказ вынесен на основании протокола заседания коллегии службы по тарифам № 12 от 30.07.2008, согласно которому при установлении размера тарифа на 2009 год коллегией было учтено решение коллегии, отраженное в оспариваемом протоколе.

Согласно Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа (пункт 18) по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам (пункт 21). То есть, в форме приказа. При этом протокол является неотъемлемой частью решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, в нем указываются основные экономические показатели расчетного периода регулирования, объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования.

То есть, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что протокол № 8 от 07.05.2008 не содержит властно-распорядительных предписаний, нарушающих права и охраняемые законом интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, он не влечет для ОАО «Тепло-Энергетик» правовых последствий, поскольку является промежуточным документом. Окончательным документом, по решению вопроса об исключении необоснованных расходов из тарифа за 2009 год является представленный в суд приказ № 70-т от 30.07.2008.

Обжалуемый протокол имеет рекомендательный характер, поскольку информирует о выявленных проверкой организации нарушениях и рекомендует рассмотреть вопрос об исключении необоснованных расходов из тарифа на тепловую энергию в 2009 году.

Таким образом, протокол № 8 от 07.05.2008 не является ненормативным правовым актом, вопрос о недействительности которого может быть разрешен арбитражным судом.

При этом доводы подателя жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные, поскольку они противоречат существующему законодательству и основаны на неверных суждениях. Вопросы, касающиеся бухгалтерской отчетности организации и соблюдения обществом налогового законодательства, вообще не подлежат рассмотрению в рамках данного дела.

В силу изложенного, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу. Основания для отмены определения суда первой инстанции отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ОАО «Тепло-Энергетик».

На основании изложенного и руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статье 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.10.2008 по делу № А81-2989/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

Е.П. Кливер

Н.А. Шиндлер

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2009 по делу n А46-15438/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также