Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2009 по делу n А46-21676/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 12 февраля 2009 года Дело № А46-21676/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2009 года. Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2009 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кливера Е.П. судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-230/2009) инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее – ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска; Инспекция) на решение Арбитражного суда Омской области от 21.11.2008 по делу № А46-21676/2008 (судья Чулков Ю.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агора» (далее – ООО «Агора»; Общество) к ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 21.10.2008, при участии в судебном заседании: от ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска − Почекуевой О.В. по доверенности от 02.09.2009 № 03/15419 (удостоверение УР № 339432 действительно до 31.12.2009); Ланбина С.А. по доверенности от 17.11.2008 № 03/20105 (удостоверение УР № 337643 действительно до 31.12.2009); от ООО «Агора» – Глазуновой И.В. по доверенности от 27.10.2008, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ), установил:
ООО «Агора» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 21.10.2008, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Решением Арбитражного суда Омской области от 21.11.2008 требование Общества удовлетворено. В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что налоговые органы не наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий. Арбитражный суд первой инстанции также сослался на нарушение Инспекцией процедуры привлечения к административной ответственности. В апелляционной жалобе ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требования ООО «Агора» отказать. Податель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права. ООО «Агора» в представленном в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали свои доводы по мотивам изложенным выше. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 29.08.2008 государственными налоговыми инспекторами была произведена проверка выполнения ООО «Агора» требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ) в магазине продукты, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 27-я Северная, 123. В ходе данной проверки выявлено осуществлении наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), что является нарушением пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Данное нарушение отражено в акте серии № 108076 проверки выполнения требований Закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 29.08.2008, а также в акте проверки выдачи чека контрольно-кассовой техники или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку, предприятием (индивидуальным предпринимателем) при продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг) от 29.08.2008. 29.08.2008 старшим государственным налоговым инспектором вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. 07.10.2008 составлен протокол об административном правонарушении № 114839, в котором состав вменяемого заявителю административного правонарушения определен как подпадающий под признаки статьи 14.5 КоАП РФ. 21.10.2008 ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска вынесено постановление о назначении административного наказания, согласно которому ООО «Агора» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ. Полагая, что вышеуказанное постановление ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска нарушает права и законные интересы ООО «Агора», последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием. 21.11.2008 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно статье 5 названного Федерального закона организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. Статьей 14.5 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, статьей 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники. Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении. Имеющиеся в материалах настоящего дела документы (акт серии № 108076 проверки выполнения требований Закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ, акт проверки выдачи чека контрольно-кассовой техники или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку, предприятием (индивидуальным предпринимателем) при продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг) свидетельствуют и арбитражным судом первой инстанции правильно установлено, что сотрудниками Инспекции лично осуществлена проверочная закупка зажигалки в количестве 1 штука по цене 15 рублей в магазине, принадлежащем ООО «Агора», расположенном по адресу: г. Омск, ул. 27 Северная, 123. Произведен возврат стоимости проверочной закупки (услуги) на сумму 15 рублей. Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. В соответствии со статьей 13 упомянутого выше Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия. В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Указанное соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 02.09.2008 № 3125/08. Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что проведение должностным лицом Инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом ККТ не может расцениваться как доказательство, полученной в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие административного правонарушения. Учитывая, что налоговым органом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих событие правонарушения, суд первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно признал оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности незаконным и отменил его. Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении Инспекцией положений Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ). Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ установлено, что положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным, в том числе с проведением налогового контроля. В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ в состав налогового законодательства не входит, следовательно, контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований, указанного закона не относится к мероприятиям налогового контроля. Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ в целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. О внеплановом характере проведенной проверки налоговым органом не заявлено. Из материалов дела следует, что проверка соблюдения требований законодательства о применении ККТ в 2008 году в отношении ООО «Агора» проводилась неоднократно, тем самым Инспекцией нарушены требования Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ. Кроме того, Инспекцией нарушена процедура привлечения Общества к административной ответственности. В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Перечень сведений, которые должны быть указаны в протоколе, предусмотрен в части 2 названной статьи. При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ); предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ), после чего протокол им подписывается, а в случае отказа – делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ); по просьбе законного представителя ему вручается под расписку копия протокола (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ). Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности. В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными. Из имеющихся в материалах дела документов следует, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии законного представителя Общества. Доказательств Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2009 по делу n А46-23933/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|