Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по делу n А70-7774/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

06 февраля 2014 года

                                                        Дело № А70-7774/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 февраля 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мокшиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11759/2013) Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.10.2013 по делу № А70-7774/2013 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирь Оптика» (ОГРН 1037200662135, ИНН 7202121829) к Государственному учреждению – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об оспаривании решения от 29.04.2013 № 87 в части пунктов 2, 3.1, 3.2, 4 и решения от 29.04.2013 № 103 в части пунктов 1 и 2,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от общества с ограниченной ответственностью «Сибирь Оптика» - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Сибирь Оптика» (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «Сибирь Оптика») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования (далее – учреждение, заинтересованное лицо, отделение ФСС) о признании частично недействительным решения № 87 от 29.04.2013 в части пунктов 2, 3.1, 3.2, 4 и решения № 103 от 29.04.2013 в части пунктов 1 и 2, касающихся работника Сироткиной Н.А.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.10.2013 по делу № А70-7774/2013 требования заявителя удовлетворены, оспариваемые решения в означенной части признаны недействительными.

Решение суда первой инстанции обжаловано учреждением в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Учреждением в отношении ООО «Сибирь Оптика» была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.

В ходе проверки в том числе было установлено нарушение со стороны заявителя законодательства о страховых взносах, повлекшее занижение базы для начисления страховых взносов путем невключения в нее выплат, связанных с оплатой дополнительных выходных дней, предоставленных работнику общества Сироткиной Н.А. по уходу за ребенком-инвалидом.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 27.03.2013 №121 (л.д. 13-14) и вынесены решения:

от 29.04.2013 № 87 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым обществу начислены суммы недоимки в размере 1 913 руб. 47 коп.. и пени в размере 154 руб. 77 коп..

от 29.04.2013 № 103 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, заявителю было предложено уплатить сумму недоимки, пени и штрафных санкций.

Полагая, что указанные решения от 29.05.2013 № 87 и 103 незаконны в части, касающейся работника Сироткиной Н.А., общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Судом первой инстанции требования заявителя удовлетворены на том основании, что оплата дополнительных выходных дней родителям детей-инвалидов отвечает понятию государственного пособия и не подлежит обложению страховыми взносами, в связи с чем заявитель правомерно не начислял страховые взносы на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми инвалидами в сентябре, ноябре, декабре 2011 года.

В апелляционной жалобе отделение ФСС оспаривает выводы суда первой инстанции. Считает, что им правомерно включены выплаты за дополнительные дни отдыха за детьми-инвалидами в объект обложения страховыми взносами.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложило свои возражения против отмены судебного решения, считая позицию заинтересованного лица не соответствующей положениям действующего законодательства.

Судебное заседание апелляционного суда на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, предварительно заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, которые суд апелляционной инстанции счел возможным удовлетворить.

Суд апелляционной инстанции изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее по тексту - Закон № 165-ФЗ) предусмотрено, что обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

Статьей 20 Закона № 165-ФЗ предусмотрено, что уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

В силу положений статьи 5 Закона № 212-ФЗ общество относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанных правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ установлен перечень видов выплат, на которые не начисляются страховые взносы.

Как указано выше, основанием к вынесению учреждением оспариваемых ненормативных актов в рассматриваемой части послужило то, что заявителем не были начислены страховые взносы за дополнительные выходные дни, предоставляемые своему работнику для ухода за ребенком-инвалидом.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 № 1798/10 по делу № А71-3574/2009-А31, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Содержащееся в названном постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона № 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит.

Таким образом, в данной части выводы суда первой инстанции являются правомерными.

Апелляционная инстанция считает несостоятельным довод заинтересованного лица о том, что в силу статьи 7 Закона № 212-ФЗ в базу для исчисления страховых взносов должны включаться любые выплаты, производимые страхователем в рамках трудовых отношений, в том числе оплата выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом.

Указанный довод противоречит статьям 15, 129, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 7, пунктом 1 статьи 8, пунктом 1 части 1, подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

Кроме того, на основании пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации» средства этого фонда направляются, в том числе, на оплату дополнительных

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по делу n А70-9691/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также