Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу n А70-7751/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 28 января 2014 года Дело № А70-7751/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лотова А.Н., судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11085/2013) общества с ограниченной ответственностью «Промтехкомплект-Сервис» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2013 по делу № А70-7751/2013 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промтехкомплект-Сервис» (ОГРН 1027200824551, ИНН 7203081657) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы в аренду для организации парковочных мест автотранспорта и благоустройства территории, изложенного в письме от 8 июля 2013 г. № 130708053/10-2, при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью «Промтехкомплект-Сервис» - Медведев Дмитрий Владимирович по доверенности б/н от 27.11.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; установил:
общество с ограниченной ответственностью «Промтехкомплект-Сервис» (далее – заявитель, общество, ООО «ПТК-С») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы в аренду для организации парковочных мест автотранспорта и благоустройства территории, изложенного в письме от 08.07.2013 № 130708053/10-2. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2013 по делу № А70-7751/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано, что послужило основанием для его апелляционного обжалования обществом в Восьмом арбитражном апелляционном суде. Изучив материалы дела, апелляционный суд установил следующие обстоятельства. Обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 72:23:0430003:0115, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 113а, на котором размещены объекты недвижимости (производственные, складские и офисные помещения) также принадлежащие заявителю на праве собственности. С целью организации парковочных мест автотранспорта и благоустройства территории, непосредственно прилегающей к земельному участку общества, последнее 26.07.2012 обратилось в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении земельного участка в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы, ориентировочной площадью 4160 кв.м., в аренду (без права капитального строительства) По результатам рассмотрения данного заявления Департамент направил обществу письмо от 06.09.2012 № 120906003/10-2, которым отказал в предоставлении обществу в аренду земельного участка по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земель общего пользования, используется неограниченным кругом лиц. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.02.2013 по делу №А70-10593/2012 отказ Департамента по указанному в нем основанию признан незаконным, при этом на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества о предоставлении испрашиваемого земельного участка. По результатам повторного рассмотрения заявления Общества, представленного 05.06.2013 (расписка № 130605011), Департамент в письме от 08.07.2013 № 130708053/10-2 отказал ООО «ПТК-С» в предоставлении земельного участка в аренду, в связи с установленным фактом самовольного занятия обществом данного земельного участка. Кроме того, в письме от 08.07.2013 № 130708053/10-2 Департамент указал на то, что вопросы по благоустройству территории, включая озеленение территории, отнесены к компетенции органов местного самоуправления, работа по созданию новых объектов благоустройства включает в себя создание автостоянок. Рассмотрев в рамках настоящего арбитражного дела законность оспариваемого отказа Департамента, изложенного в письме от 08.07.2013 № 130708053/10-2, суд первой инстанции посчитал его правомерным. Свои выводы суд обосновал отсутствием закрытого перечня нормативных оснований для отказа в предоставлении участков в аренду, а также тем, что решением арбитражного суда по иному делу был установлен факт самовольного использования спорного участка. Данные обстоятельства были расценены в качестве правомерного основания для отказа в предоставлении земельного участка. Также суд посчитал, что спорный отказ не нарушает прав заявителя, не создает препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку в случае недостаточности имеющейся у общества территории для размещения всего подъезжающего транспорта покупатели, клиенты, контрагенты общества и иные лица могут осуществлять парковку автотранспорта на территории общего пользования города, где это не запрещено правилами дорожного движения. В апелляционной жалобе заявитель с выводами суда первой инстанции не согласился и обжаловал его в порядке апелляционного производства, указав в обоснование своих доводов на необоснованность выводов суда первой инстанции. В том числе податель жалобы считает незаконным спорный отказ в предоставлении земельного ввиду отсутствия избранного заинтересованным лицом основания, необоснованными выводы об отсутствии нарушения прав заявителя. Департамент в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения как законное и обоснованное. Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя заявителя, поддержавшего доводы жалобы в полном объеме. Заинтересованное лицо, должным образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении в его отсутствие, которое апелляционной коллегией было удовлетворено. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя ООО «ПТК-С» изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает его подлежащим отмене, исходя из следующего. Земельным кодексом Российской Федерации предусматривается возможность предоставления земельных участков как для строительства, так и для целей, не связанных со строительством. Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 данной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, полномочия по распоряжению которыми переданы органам государственной власти Тюменской области, утверждено постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 № 144-п (далее – Положение). Разделом 10 названного Положения установлен порядок принятия решений о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством. В том числе определено, что: лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает в Департамент имущественных отношений Тюменской области заявление о предоставлении земельного участка (пункт 10.1); решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, принимается Департаментом в сроки и в порядке, установленные соответствующими федеральными законами, а также разделом 9 настоящего Положения (пункт 10.10.). В соответствии с пунктом 9.12 Положения (раздел 9 Положения) отказ в предоставлении земельного участка возможен «в случае отсутствия у заявителя права на предоставлении земельного участка». При этом, отказ в предоставлении земельного участка должен иметь письменную форму и содержать причины такого отказа. Иных критериев для предоставления (отказа в предоставлении) нормативный правовой акт Тюменской области (Положение) не содержит. Иные пункты Положения не раскрывают содержания «права на предоставление земельного участка», что, по убеждению апелляционного суда, не означает наличие у Департамента безграничной возможности произвольно устанавливать такие основания. Как уже было указано, частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на органы государственной власти возложена обязанность обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. В соответствии с частью 2 статьи 22 и частью 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не могут быть переданы в аренду земельные участки изъятые из оборота либо на которых расположены объекты, исчерпывающий перечень, которых установлен непосредственно в части 4 статьи 27 данного Кодекса (например, заповедники, объекты организаций федеральной службы безопасности). В рассматриваемом случае материалы дела не содержат сведений о том, что предоставление обществу испрашиваемого им земельного участка противоречит принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости либо, что рассматриваемый земельный участок не может быть передан в аренду по причине расположения на нем особых объектов, перечень которых приведен в части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Избранные Департаментом основания для отказа – самовольное занятие земельного участка, организация благоустройства органами местного самоуправления, судом апелляционной инстанции расцениваются в качестве неправомерных, поскольку наличие либо отсутствие названных фактов не отменяет возможности предоставления заявителю уже занятого им же земельного участка, равно как и проведения дополнительного благоустройства. Учитывая изложенное, апелляционный суд считает оспариваемый отказ Департамента неправомерным (не соответствующим закону). При этом, факт нарушения прав заявителя в области предпринимательской деятельности объясняется необходимостью использования испрашиваемого земельного участка в целях обеспечения доступа клиентов (контрагентов, покупателей и т.д.) к объектам заявителя, использующих автомобильный транспорт. Отсутствие непосредственной прибыли от использования земельного участка не может свидетельствовать о его использовании вне сферы предпринимательской деятельности. Доводы Департамента, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, о том, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в муниципальном образовании городской округ город Тюмень на основании решений департамента имущественных отношений Тюменской области, а не решений Совместной комиссии Департамента имущественных отношений, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в соответствии с пунктом 1.2 выше указанного Положения, решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением садовых, дачных земельных участков), принимается Департаментом имущественных отношений Тюменской области на основании соответствующих решений совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицами и гражданам. Таким образом, апелляционным судом установлено наличие оснований для удовлетворения требований заявителя, определенных статями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (несоответствие оспариваемого отказа требованиям закона и нарушение прав заявителя), в связи с чем решение суда первой инстанции следует признать ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права, а потому - подлежащим отмене. Поскольку правовых оснований для отказа заявителю в предоставлении земельного участка не усматривается, в качестве способа устранения нарушенного права апелляционный суд обязывает Департамент предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Промтехкомплект-Сервис» земельный участок в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы в аренду для организации парковочных мест автотранспорта и благоустройства территории. По правилам Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу n А75-4678/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|