Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу n А70-7751/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

28 января 2014 года

                                                          Дело № А70-7751/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  28 января 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11085/2013) общества с ограниченной ответственностью «Промтехкомплект-Сервис» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2013 по делу № А70-7751/2013 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промтехкомплект-Сервис» (ОГРН 1027200824551, ИНН 7203081657) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы в аренду для организации парковочных мест автотранспорта и благоустройства территории, изложенного в письме от 8 июля 2013 г. № 130708053/10-2, 

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Промтехкомплект-Сервис» - Медведев Дмитрий Владимирович по доверенности б/н от 27.11.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Промтехкомплект-Сервис» (далее – заявитель, общество, ООО «ПТК-С») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы в аренду для организации парковочных мест автотранспорта и благоустройства территории, изложенного в письме от 08.07.2013 № 130708053/10-2.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.10.2013 по делу № А70-7751/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано, что послужило основанием для его апелляционного обжалования обществом в Восьмом арбитражном апелляционном суде.

Изучив материалы дела, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

Обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 72:23:0430003:0115, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 113а, на котором размещены объекты недвижимости (производственные, складские и офисные помещения) также принадлежащие заявителю на праве собственности.

С целью организации парковочных мест автотранспорта и благоустройства территории, непосредственно прилегающей к земельному участку общества, последнее 26.07.2012 обратилось в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении земельного участка в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы, ориентировочной площадью 4160 кв.м., в аренду (без права капитального строительства)

По результатам рассмотрения данного заявления Департамент направил обществу письмо от 06.09.2012 № 120906003/10-2, которым отказал в предоставлении обществу в аренду земельного участка по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земель общего пользования, используется неограниченным кругом лиц.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.02.2013 по делу №А70-10593/2012 отказ Департамента по указанному в нем основанию признан незаконным, при этом на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества о предоставлении испрашиваемого земельного участка.

По результатам повторного рассмотрения заявления Общества, представленного 05.06.2013 (расписка № 130605011), Департамент в письме от 08.07.2013 № 130708053/10-2 отказал ООО «ПТК-С» в предоставлении земельного участка в аренду, в связи с установленным фактом самовольного занятия обществом данного земельного участка.

Кроме того, в письме от 08.07.2013 № 130708053/10-2 Департамент указал на то, что вопросы по благоустройству территории, включая озеленение территории, отнесены к компетенции органов местного самоуправления, работа по созданию новых объектов благоустройства включает в себя создание автостоянок.

Рассмотрев в рамках настоящего арбитражного дела законность оспариваемого отказа Департамента, изложенного в письме от 08.07.2013 № 130708053/10-2, суд первой инстанции посчитал его правомерным. Свои выводы суд обосновал отсутствием закрытого перечня нормативных оснований для отказа в предоставлении участков в аренду, а также тем, что решением арбитражного суда по иному делу был установлен факт самовольного использования спорного участка. Данные обстоятельства были расценены в качестве правомерного основания для отказа в предоставлении земельного участка.

Также суд посчитал, что спорный отказ не нарушает прав заявителя, не создает препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку в случае недостаточности имеющейся у общества территории для размещения всего подъезжающего транспорта покупатели, клиенты, контрагенты общества и иные лица могут осуществлять парковку автотранспорта на территории общего пользования города, где это не запрещено правилами дорожного движения.

В апелляционной жалобе заявитель с выводами суда первой инстанции не согласился и обжаловал его в порядке апелляционного производства, указав в обоснование своих доводов на необоснованность выводов суда первой инстанции. В том числе податель жалобы считает незаконным спорный отказ в предоставлении земельного ввиду отсутствия избранного заинтересованным лицом основания, необоснованными выводы об отсутствии нарушения прав заявителя.

Департамент в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения как законное и обоснованное.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя заявителя, поддержавшего доводы жалобы в полном объеме. Заинтересованное лицо, должным образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении в его отсутствие, которое апелляционной коллегией было удовлетворено.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя ООО «ПТК-С» изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.

Земельным кодексом Российской Федерации предусматривается возможность предоставления земельных участков как для строительства, так и для целей, не связанных со строительством.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 данной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, полномочия по распоряжению которыми переданы органам государственной власти Тюменской области, утверждено постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 № 144-п (далее – Положение).

Разделом 10 названного Положения установлен порядок принятия решений о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством. В том числе определено, что:

лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает в Департамент имущественных отношений Тюменской области заявление о предоставлении земельного участка (пункт 10.1);

решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, принимается Департаментом в сроки и в порядке, установленные соответствующими федеральными законами, а также разделом 9 настоящего Положения (пункт 10.10.).

В соответствии с пунктом 9.12 Положения (раздел 9 Положения) отказ в предоставлении земельного участка возможен «в случае отсутствия у заявителя права на предоставлении земельного участка». При этом, отказ в предоставлении земельного участка должен иметь письменную форму и содержать причины такого отказа.

Иных критериев для предоставления (отказа в предоставлении) нормативный правовой акт Тюменской области (Положение) не содержит.

Иные пункты Положения не раскрывают содержания «права на предоставление земельного участка», что, по убеждению апелляционного суда, не означает наличие у Департамента безграничной возможности произвольно устанавливать такие основания.

Как уже было указано, частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на органы государственной власти возложена обязанность обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В соответствии с частью 2 статьи 22 и частью 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не могут быть переданы в аренду земельные участки изъятые из оборота либо на которых расположены объекты, исчерпывающий перечень, которых установлен непосредственно в части 4 статьи 27 данного Кодекса (например, заповедники, объекты организаций федеральной службы безопасности).

В рассматриваемом случае материалы дела не содержат сведений о том, что предоставление обществу испрашиваемого им земельного участка противоречит принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости либо, что рассматриваемый земельный участок не может быть передан в аренду по причине расположения на нем особых объектов, перечень которых приведен в части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Избранные Департаментом основания для отказа – самовольное занятие земельного участка, организация благоустройства органами местного самоуправления, судом апелляционной инстанции расцениваются в качестве неправомерных, поскольку наличие либо отсутствие названных фактов не отменяет возможности предоставления заявителю уже занятого им же земельного участка, равно как и проведения дополнительного благоустройства.

Учитывая изложенное, апелляционный суд считает оспариваемый отказ Департамента неправомерным (не соответствующим закону).

При этом, факт нарушения прав заявителя в области предпринимательской деятельности объясняется необходимостью использования испрашиваемого земельного участка в целях обеспечения доступа клиентов (контрагентов, покупателей и т.д.) к объектам заявителя, использующих автомобильный транспорт. Отсутствие непосредственной прибыли от использования земельного участка не может свидетельствовать о его использовании вне сферы предпринимательской деятельности.

Доводы Департамента, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, о том, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в муниципальном образовании городской округ город Тюмень на основании решений департамента имущественных отношений Тюменской области, а не решений Совместной комиссии Департамента имущественных отношений, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в соответствии с пунктом 1.2 выше указанного Положения, решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением садовых, дачных земельных участков), принимается Департаментом имущественных отношений Тюменской области на основании соответствующих решений совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицами и гражданам.

Таким образом, апелляционным судом установлено наличие оснований для удовлетворения требований заявителя, определенных статями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (несоответствие оспариваемого отказа требованиям закона и нарушение прав заявителя), в связи с чем решение суда первой инстанции следует признать ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права, а потому - подлежащим отмене.

Поскольку правовых оснований для отказа заявителю в предоставлении земельного участка не усматривается, в качестве способа устранения нарушенного права апелляционный суд обязывает Департамент предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Промтехкомплект-Сервис» земельный участок в г. Тюмени, ул. 30 лет Победы в аренду для организации парковочных мест автотранспорта и благоустройства территории.

По правилам

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу n А75-4678/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также