Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу n А75-7621/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

23 января 2014 года

                                                   Дело №   А75-7621/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  16 января 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 января 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Золотовой Л.А., Лотова А.Н.

при ведении протокола судебного заседания:  Плехановой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11282/2013) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.10.2013 по делу № А75-7621/2013 (судья Фёдоров А.Е.)

по заявлению Макаренко Евгения Михайловича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

о признании недействительным решения от 18.05.2012 №1395 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и признании незаконной записи от 13.09.2012 №2128603120952

при участии в судебном заседании представителей: 

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Макаренко Евгения Михайловича - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

установил:

 

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.10.2013 по делу № А75-7621/2013 признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Инспекция, налоговый орган) от 18.05.2012 № 1395 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, принятое в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рандеву» (далее – ООО «Рандеву», Общество). Запись от 13.09.2012 № 2128603120952 в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) признана недействительной. Суд обязал Инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов ООО «Рандеву». Этим же решением с Инспекции  в пользу Макаренко Евгения Михайловича взыскано 200 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Судебный акт мотивирован тем, что Инспекция не представила доказательств, свидетельствующих о том, что публикация решения о предстоящем исключении ООО «Рандеву» из ЕГРЮЛ от 23.05.2012 в журнале «Вестник государственной регистрации» содержала информацию о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Также суд указал, что Инспекцией не представлено надлежащих и достаточных доказательств с достоверностью подтверждающих, что на момент принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ регистрирующему органу не было известно об осуществлении организацией хозяйственной деятельности.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что течение срока давности (1 год) начинается с момента официального опубликования решения регистрирующего органа об исключении недействующего юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации». Именно с этого момента, по убеждению подателя жалобы, заинтересованные лица должны были узнать о нарушении своего права. Сведения о предстоящем исключении ООО «Рандеву» из ЕГРЮЛ опубликованы 23.05.2012, в связи с чем на момент обращения с заявлением в суд срок пропущен, ходатайства о его восстановлении не заявлялось. Порядок и сроки направления возражений установлены Федеральным законом от 08.08.2011 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» одинаковы для всех, в связи с чем, указанные сведения публикуются в каждом номере журнала один раз в начале журнала, а не по каждому из юридических лиц. Также Инспекция ссылается на неправомерное взыскание с Инспекции в пользу Макаренко Е.М. судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

От Макаренко Е.М. поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Согласно справкам Инспекции от 16.05.2012 № 4148-С и № 4148-О, ООО «Рандеву» не представлялась отчетность, а также отсутствуют сведения об открытых банковских счетах.

В связи с этим Инспекцией принято решение от 18.05.2012 № 1395 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью «Рандеву» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.

13.09.2012 на основании указанного решения в ЕГРЮЛ налоговым органом внесена запись за государственным регистрационным номером № 2128603120952 о внесении сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Данное решение опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 23.05.2012/14055 часть 2 № 20(378).

Полагая, что решение о предстоящем исключении является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

17.10.2013 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято решение, которое обжаловано Инспекцией в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.

Из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2011 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 08.08.2011 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» , о регистрации единство и сопоставимость сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438.

Согласно пункту 5 Правил ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438, основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.

Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании документов, предусмотренных Правилами.

В силу пунктов 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующие моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не осуществляло операций, хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Как следует из пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Решение о предстоящем исключении ООО «Рандеву» из ЕГРЮЛ опубликовано 23.05.2012/14055 в журнале «Вестник государственной регистрации» № 20(378).

В статье 22 Федерального закона от 08.08.2011 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Так, в силу пункта 1 статьи 22 указанного закона, государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица (пункт 2 статьи 22 закона).

Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (пункт 3 статьи 22 закона).

Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (пункт 4 статьи 22 закона).

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что инспекцией не были представлены доказательства того, что одновременно с решением о предстоящем исключении были опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО «Рандеву» из ЕГРЮЛ, чем нарушены требования пункта 3 статьи 21.1 Закона о регистрации.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ выступает в виде упорядоченного и регламентированного процесса, состоящего из ряда последовательных действий, которые регистрирующий государственный орган должен осуществить в строгом соответствии с требованиями, установленными нормами права.

Кроме того, непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.

В материалы дела (л.д. 12-26) заявителем представлены документы, подтверждающие осуществление Обществом хозяйственной деятельности в рассматриваемый период времени, в частности:

- договор №38-11 на выполнение работ по земельному участку с МУП г. Нижневартовска «Землеустроительное предприятие» и квитанции, подтверждающие оплату Общества по указанному Договору, произведенную наличными денежными средствами, через директора Общества Скороходова Вадима Алексеевича;

- заявление Общества от 14 апреля 2011 года в Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города с просьбой согласовать границы земельного участка под строительство кемпинга: стоянка, СТО, кафе, автомойка;

- акт о выборе земельного участка ООО «Рандеву» от 11.01.2012 года;

- заявления ООО «Рандеву»

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу n А70-8373/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также