Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009 по делу n А81-2670/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

29 января 2009 года

                                                        Дело №   А81-2670/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2009 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сидоренко О.А.

судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6248/2008) открытого акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьск»

на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.10.2008 по делу № А81-2670/2008 (судья Лисянский Д.П.), принятое

по заявлению открытого акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьск»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу,

о признании недействительным решения и предписания от 11.06.2008 № 03-01/05-2008,

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» − представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом,

установил:

 

открытое акционерное общество «Энерго-Газ-Ноябрьск» (далее – ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск»; Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Ямало-Ненецкое УФАС России; антимонопольный орган; административный орган) с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 11.06.2008 № 03-01/05-2008.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.10.2008 в удовлетворении требований Общества отказано.

В качестве правового обоснования принятого судебного акта, суд первой инстанции сослался на то, что статьей 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) установлены способы отбора финансовых организаций для оказания определенных услуг это – открытый конкурс или открытый аукцион, которая не содержит условий, соблюдения которых будет являться основанием для заключения таких договоров без проведения соответствующих конкурсов или аукционов.

ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск», не соглашаясь с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой в арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда от 20.10.2008 по делу № А81-2670/2008, принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе Общество ссылается на положения Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», которые, по его мнению, необходимо применить к настоящему спорному правоотношению.

Податель апелляционной жалобы считает, что сделки, совершенные ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск» не привели и не могут привести к ряду условий, перечисленных в статье 11 Федерального закона № 135-ФЗ.

Ямало-Ненецкое УФАС России в письменном отзыве на апелляционную жалобу Общества просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заинтересованное лицо указывает на императивность положений статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

В ходе проведенного анализа представленной информации о порядке отбора органами местного самоуправления и субъектами естественных монополий страховых организаций для оказания услуг страхования по действующим на момент получения запроса договорам страхования, выявлено, что ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск» заключены следующие договоры: договор страхования ответственности по опасным объектам от 17.03.2008 № 49-000001-56/08 с ОАО «ГСК «Югория» в лице Ноябрьского филиала; договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 05.09.2006 № 325/06-ЭГН (автоматическая пролонгация) с ОАО «ГМСК «Заполярье» в лице Ноябрьского филиала.

Указанные договоры заключены без проведения открытого конкурса/аукциона.

Данные действия Общества квалифицированы Ямало-Ненецким УФАС России как нарушающие статью 18 Федерального закона № 135-ФЗ, в связи с чем, решением антимонопольного органа от 11.06.2008 № 03-01/05-2008 ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск» признано нарушившим упомянутую статью Федерального закона № 135-ФЗ.

Кроме того, 11.06.2008 Обществу было выдано предписание № 03-01/05-2008, которым ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск» было предписано прекратить нарушение статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ, выразившееся в заключении договоров: страхования ответственности по опасным объектам от 17.03.2008 № 49-000001-56/08 с ОАО «ГСК «Югория» в лице Ноябрьского филиала; обязательного медицинского страхования работающих граждан от 05.09.2006 № 325/06-ЭГН с ОАО «ГМСК «Заполярье» в лице Ноябрьского филиала без проведения открытого конкурса/аукциона.

Этим же предписанием Обществу было указано на необходимость уведомления ОАО «ГСК «Югория» и ОАО «ГМСК «Заполярье» о расторжении указанных выше договоров страхования ответственности по опасным объектам и обязательного медицинского страхования работающих граждан, и осуществление отбора финансовой (страховой) организации для оказания услуг по страхованию согласно статье 18 Федерального закона № 135-ФЗ, путем проведения открытого конкурса/аукциона в соответствии с регламентом, установленным Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Полагая, что решение и предписание от 11.06.2008 № 03-01/05-2008 Ямало-Ненецкого УФАС России, нарушают права и законные интересы ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск», последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленными требованиями.

20.10.2008 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что Приказом Федеральной службы по тарифам от 09.06.2006 № 79-э «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль» заявитель включен в Реестр субъектов естественных монополий, в топливно-энергетическом комплексе, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 89.1.39.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг: привлечение денежных средств юридических лиц во вклады; открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам; предоставление кредита; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц; выдача банковских гарантий; услуги на рынке ценных бумаг; услуги по договору лизинга; страхование имущества; личное страхование, в том числе медицинское страхование; негосударственное пенсионное страхование; страхование ответственности.

Таким образом, из содержания данной нормы права следует, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Положения указанной правовой нормы сформулированы как императивные, не предполагающие иных вариантов в иных способах отбора финансовых организаций для оказания услуг.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что, отсылая к положениям Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) статья 18 Федерального закона № 135-ФЗ подразумевает лишь проведение открытых конкурсов/аукционов в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 94-ФЗ.

В подтверждения данного вывода свидетельствует ряд положений Федерального закона № 94-ФЗ, в частности статья 10 упомянутого закона, которая предусматривает несколько способов размещения заказов, в том числе без проведения торгов.

Следовательно, указав в статье 18 Федерального закона № 135-ФЗ способы размещения заказа – торги в форме открытого конкурса или открытого аукциона, законодатель установил только данные способы отбора финансовых организаций.

Довод Общества об отсутствии у него возможности проведения конкурса или открытого аукциона для отбора страховой организации для оказания услуг обязательного медицинского страхования со ссылкой на Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», поскольку в ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск» работают более 1200 человек сделан без учета того, что конкурс должен проводиться не среди работников юридического лица, а среди страховых медицинских организаций.

Утверждение заявителя на то, что сделки, совершенные ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск» не могут привести к ряду условий, перечисленных в статье 11 Федерального закона № 135-ФЗ, сделано без учета того обстоятельства, что статья 11 включена в главу 2, регламентирующей монополистическую деятельности и недобросовестную конкуренцию, статья 18 данного закона включена в главу 4 устанавливающей антимонопольные требования к торгам, особенности отбора финансовых операций и порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что, отказав в удовлетворении заявленных ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск» требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск».

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.10.2008 по делу № А81-2670/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.А. Сидоренко

Судьи

Л.А. Золотова

А.Н. Лотов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009 по делу n А46-1853/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также