Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009 по делу n А70-5541/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

29 января 2009 года

                                              Дело №   А70-5541/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  22 января 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  29 января 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Лотова А.Н.,

судей  Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Лиопа А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6383/2008) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2008 по делу №  А70-5541/2008 (судья Дылдина Т.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Запсибгазпром»  к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области

о признании недействительным решения № 18 от 24.07.2008,

при участии в судебном заседании  представителей:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области       - Сукачёва А.К. (доверенность № 26 от 11.01.2009 сроком действия до 31.12.2009);

от открытого акционерного общества «Запсибгазпром» -  не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

            Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2008 по делу № А70-5541/7-2008 удовлетворены  требования, заявленные открытым акционерным обществом  «Запсибгазпром» (далее по тексту – ОАО «Запсибгазпром», Общество, заявитель)  к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области (далее по тексту – Инспекция, налоговый орган)  о признании недействительным решения № 18 от 24.07.2008  о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.   

 Суд первой  инстанции  пришел к выводу о том, что привлечение Общества к налоговой ответственности на основании статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации   не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, решение № 18 от 24.07.2008 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения суд признал недействительным.

В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2008 по делу № А70-5541/7-2008 отменить, принять по делу новый судебный акт  об отказе в удовлетворении требований, заявленных ОАО «Запсибгазпром».

 В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на  то, что сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2007 год должны были быть представлены Обществом в Межрайонную  инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской область в установленный законом срок.  Обществом указанные  сведения в установленный срок в налоговый орган  представлены не были, в связи с чем, привлечение ОАО «Запсибгазпром» к налоговой ответственности в порядке статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, по мнению подателя жалобы, является правомерным.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы апелляционной жалобы, решение суда считает незаконным и подлежащим отмене.

ОАО «Запсибгазпром», в соответствии с представленным письменным отзывом на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении судебного заседания не представило.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Инспекции, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

28.03.2008  Общество по телекоммуникационным каналам связи в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 3 представило файл со сведениями о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2007 год на 22 человека.

31.03.2008  Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 3 по телекоммуникационным каналам связи сообщила Обществу о том, что при приеме отчета были обнаружены ошибки, а именно, файл не может быть принят к исполнению, так как в соответствии с письмом ФНС России № ГИ-6-04/135 сведения по форме 2-НДФЛ предоставляются по месту учета налогового агента - головной организации.

Общество в соответствии с указанным полученным    файлом    21.04.2008  представило  в   Инспекцию  по телекоммуникационным каналам связи файл со сведениями о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2007 год на 22 человека.

24.07.2008 Инспекцией вынесено решение № 18 о привлечении Общества к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренного  пунктом 1  статьи  126 Налогового кодекса Российской Федерации  в виде штрафа в размере 1 100  руб., в связи с нарушением срока  предоставления сведений о доходах физических лиц за 2007 год, так как сведения были предоставлены в налоговый орган только 21.04.2008 года.

ОАО «Запсибгазпром», полагая, что указанное решения  налогового органа не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с требованиями о признании данного решения недействительным.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2008 по делу № А70-5541/7-2008 требования Общества удовлетворены.

Означенное решение обжалуется налоговым органом в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

На налоговых агентов подпунктом 4 пункта 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

В соответствии с пунктам 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации  организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации  с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Пунктом 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих подразделений.

Согласно статье 11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Обособленное подразделение организации (юридического лица) является частью этой организации.

На основании статьи 55 Гражданского кодекса РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

В соответствии с пунктом 2 статьи  230 Налогового кодекса Российской Федерации  налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу статьи  83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Таким образом, место нахождения обособленного подразделения в целях налогового контроля также является местом учета головной организации.

Инспекцией не оспаривается, что налог с доходов, выплачиваемых работникам обособленных подразделений, удерживался и перечислялся по месту нахождения обособленного подразделения, и сведения о доходах таких работников для целей налогового контроля представлялись филиалом организации в налоговый орган по месту нахождения филиала.

В соответствии со статьей  19 Налогового кодекса Российской Федерации  в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм  Налогового кодекса Российской Федерации в совокупности позволяет сделать вывод о том, что обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц подлежит исполнению обособленным подразделением организации по месту нахождения обособленного подразделения (филиала).

Кроме того, возможность различного толкования пункта  2 статьи  230 Налогового кодекса Российской Федерации дает основание для применения положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Довод налогового органа о том, что ОАО «Запсибгазпром» как крупнейший налогоплательщик состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области,  не свидетельствуют об обязательном представлении Обществом сведений о доходах  физических лиц именно в данный налоговый орган.

Напротив, указанная неясность норм Налогового кодекса Российской Федерации влечет необходимость применения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Кроме того, в письме от 03.12.2008 № 03-04-07-01/244 Минфин РФ указал, что сведения о доходах физических лиц могут представляться налоговым агентом - российской организацией, имеющей обособленные подразделения, в налоговые органы по месту своего нахождения, а обособленным подразделением организации - по месту нахождения обособленного подразделения, в котором работникам этого подразделения производится начисление и выплата дохода.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает  вывод суда первой инстанции  о том,  что налоговым органом не предоставлено четких пояснений и ссылок на конкретные нормы, согласно которым однозначно можно было бы сделать вывод, в каком порядке налогоплательщику следует исполнять его обязанность по предоставлению указанных сведений в рассматриваемом случае

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на налоговый орган.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2008 по делу № А70-5541/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

О.А. Сидоренко

Л.А. Золотова

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2009 по делу n А70-4429/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также