Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2008 по делу n А46-16065/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

29 декабря 2008 года

                                               Дело №   А46-16065/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  23 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  29 декабря 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Золотовой Л.А.,

судей  Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Радченко Н.Е.,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5634/2008) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Омской области на решение  Арбитражного суда Омской области от 25.09.2008 по делу №  А46-16065/2008 (судья Г.В. Стрелкова), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ширшовой Альварт Владмиировны к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Омской области о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании  представителей:

            от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Омской области – Кузьмина Т.А. по доверенности от 04.03.2008, сохраняющей силу до 31.12.2008 (удостоверение № 183 от 01.02.2008)

            от индивидуального предпринимателя Ширшовой Альварт Владмиировны – Болдырев В.А. по доверенности от 20.08.2008 № 7638, сохраняющей силу  в течение 3 лет (паспорт 5202 830812 выдан УВД № 2 ЦАО Г. Омска 27.02.2002);

 

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Омской области от 25.09.2008 по делу № А46-16065/2008 удовлетворены требования, заявленные индивидуальным предпринимателем Ширшовой Альварт Владимировной (далее по тексту – предприниматель Ширшова А.В., заявитель) к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Омской области (далее по тексту - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным внесения в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88 общей площадью 2546 кв.м в размере 21 001 164 руб.74 коп.

Мотивируя решение, суд указал, что Управлением не представлены доказательства, подтверждающие правомерность определения  кадастровой стоимости спорного земельного участка, в связи с чем, требования предпринимателя Ширшовой А.В. подлежат удовлетворению.

В апелляционной жалобе Управление просит решение Арбитражного суда Омской области от 25.09.2008 по делу № А46-16065/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных предпринимателем Ширшовой А.В.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указало, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена верно, с учетом информации, которой обладало Управление на момент оформления кадастрового плана земельного участка.

В дополнениях к апелляционной жалобе Управление указало, что в настоящее время оно не ведет учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, в связи с чем, не имеет данных о фактическом использовании земельных участков.

Заинтересованное лицо указало, что на момент постановки на кадастровый  учет спорного земельного участка  у Управления имелась информация о том, что земельный участок предоставлен для  общественно-деловых целей под строение, согласно   свидетельству о государственной регистрации права собственности от 19.05.2005.  При таких обстоятельствах,  Управление пришло к выводу о том, что суд первой инстанции, приняв решение об удовлетворении требований предпринимателя Ширшовой А.В., фактически расширил круг полномочий Управления, так как  определение и изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Управлением исключительно на основании правоустанавливающих документов.

В судебном заседании представитель Управления  поддержала доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе, считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене.

Предприниматель Ширшова А.В., в соответствии с представленным письменным отзывом на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе,  отзыв, установил следующие обстоятельства.

Предприниматель Ширшова А.В. является собственником земельного участка площадью 2546 кв.м с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ № 047719.

Управлением составлена кадастровая выписка 39/08-3920 о земельном участке 55:36:05 02 06:88, находящемся в собственности предпринимателя, согласно которой кадастровая стоимость земельного участка определена в сумме 21 001 164 руб.74 коп.

Поскольку именно кадастровая стоимость земельного участка, отраженная в земельном кадастре, принимается за основу при определении налоговой базы по земельному налогу, и данная кадастровая стоимость, по мнению заявителя, была завышена, последний обратился в арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным внесения Управлением в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88 общей площадью 2546 кв.м в размере 21001164 руб.74 коп.

Решением суда первой инстанции от 25.09.2008 по делу № А46-16065/2008 требования предпринимателя  Ширшовой А.В. удовлетворены.

Означенное решение обжалуется Управлением в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, исходя из следующего.

Предприниматель Ширшова А.В. полагает, что Управлением неправильно определен вид разрешенного и функционального использования  земельного  участка  с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88 общей площадью 2546 кв.м. так, по мнению заявителя,  в государственном кадастре недвижимости неверно указано, что разрешенное использование (назначение) спорного земельного участка – общественно- деловые цели под строение, что,  в свою очередь, повлекло неправильное определение кадастровой стоимости данного земельного участка.

Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что  требования предпринимателя Ширшовой А.В. судом первой инстанции удовлетворены правомерно.

В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с указанными Правилами государственную кадастровую оценку земель проводит Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его территориальные органы, а также находящиеся в их ведении предприятия и организации.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Пунктами 9, 10 «Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08.04.2000, определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. При этом результаты государственной кадастровой оценки земель должны быть утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом от 15.02.2007 № 39 Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  в соответствии с пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, определены виды разрешенного землепользования.

При этом,  данными Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов такого общего разрешенного вида использования как «для общественно-деловых целей по строительство» не установлено.

Как верно указал суд первой инстанции, Постановлением Правительства Омской области № 174-п от 19 декабря 2007 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, в который входит земельный участок, принадлежащий предпринимателю Ширшовой А.В.

Данным постановлением утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования.

Согласно указанному Постановлению, средний удельный показатель кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 55:36:05 02 06, в который входит земельный участок, принадлежащий заявителю, и относящийся согласно свидетельству о государственной регистрации права на объект недвижимости серии 55 АВ №196616 к 5 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), составляет 4 476 руб. 95 коп. за кв. м.

Из кадастрового паспорта земельного участка от 23.05.2008 № 36/08-20167 следует, что кадастровая стоимость земельного участка предпринимателя определялась исходя из вида разрешенного использования (общественно-деловые цели под строение), который, как правильно указал суд,  в таком виде в Постановлении Правительства № 174-п не значится.

Как следует из пункта 13 кадастрового паспорта земельного участка от 23.05.2008 № 36/08-20167, кадастровая стоимость спорного земельного участка определялась Управлением исходя из удельного показателя кадастровой стоимости за один квадратный метр, равного 8 248 руб. 69 коп.

Таким образом, в данном случае суд первой инстанции обоснованно предположил, что данный вид разрешенного использования входит в 7 вид разрешенного использования, установленный указанным Постановлением (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии), однако, в этом случае, установленный для него средний удельный показатель кадастровой стоимости земель составляет 8 971 руб.  72 коп.  за кв.м, а не   8 248 руб.69 руб. за кв.м.

Какие-либо иные нормативные акты, кроме Постановления Правительства Омской области № 174-п, которыми была бы утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка, удельный показатель кадастровой стоимости, на территории Омской области не действуют.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в данной ситуации правового значения не имеют и  не могут являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.

 Суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что заинтересованным лицом в ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции  в материалы дела не были представлены какие-либо доказательства, подтверждающие правомерность применения в данной ситуации удельного показателя кадастровой стоимости равного 8 248 руб. 69 коп. В свою очередь, судом первой инстанции  было предложено Управлению представить в судебное заседание документы, на основании которых в государственный земельный кадастр были внесены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка (определение о назначении дела к судебному разбирательству от 21.08.2008, л.д.25), однако, заинтересованным лицом не письменный отзыв на заявление предпринимателя Ширшовой А.В., ни указанные судом документы представлены не были. 

Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Суд апелляционной инстанции считает, что Управление, в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представило доказательства, подтверждающие правомерность внесения им в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Таким образом,  вывод суда первой инстанции о том, что Управлением не представлено доказательств правомерности своих действий по включению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88 общей

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2008 по делу n А81-2588/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также