Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу n А75-4416/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 декабря 2008 года

                                                        Дело №   А75-4416/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кливера Е.П.

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тайченачевым П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5864/2008) Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу–Югре (далее – ГУ – РО ФСС РФ по ХМАО-Югре; Учреждение)

на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07.10.2008 по делу № А75-4416/2008 (судья Шабанова Г.А.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автоматизация и Связь-Сервис» (далее – ООО «Автоматизация и Связь-Сервис»; Общество)

к ГУ – РО ФСС РФ по ХМАО-Югре,

о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании:

от ГУ – РО ФСС РФ по ХМАО-Югре − представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;

от ООО «Автоматизация и Связь-Сервис» – представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом,

установил:

 

ООО «Автоматизация и Связь-Сервис» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к ГУ – РО ФСС РФ по ХМАО-Югре о признании незаконными действий, выразившихся в отказе заинтересованного лица зачесть выплаты на социальные пособия за второй квартал 2008 года с районным коэффициентом 1,7.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07.10.2008 требование Общества удовлетворено.

В качестве правового обоснования принятого решения, суд первой инстанции сослался на то, что в спорный период и по настоящее время продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтеперерабатывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецского национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области», которым на территории Ханты-Мансийского округа для работников указанных отраслей утвержден районный коэффициент 1,7.

Кроме того, арбитражный суд указывал на то, что заработная плата работникам Общества исчисляется с районным коэффициентом 1,7, следовательно, страховые взносы в Учреждение исчисляются и уплачиваются с применением указанного коэффициента.

В апелляционной жалобе ГУ – РО ФСС РФ по ХМАО-Югре просит решение суда от 07.10.2008 по делу № А75-4416/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Податель апелляционной жалобы полагает, что в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях при определении размеров всех видов пособий, а в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родам – максимальных размеров пособий применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные на федеральном уровне для непроизводственных отраслей, а не субъектами Российской Федерации. В данном случае, по мнению Учреждения, следует применять районный коэффициент 1, 5.

ООО «Автоматизация и Связь-Сервис» в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В письменном отзыве Общество возразило на доводы апелляционной жалобы, указав на то, что размер районного коэффициента 1,7 установлен на федеральном уровне органами государственной власти бывшего Союза ССР – Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 № 611/35.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

15.07.2008 ООО «Автоматизация и Связь-Сервис» представило в ГУ – РО ФСС РФ по ХМАО-Югре расчетную ведомость по форме 4-ФСС РФ по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ведомость) за второй квартал 2008 года.

В разделе 1 ведомости «Расходы на цели обязательного социального страхования» Обществом включены суммы расходов на выплату пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, с применением районного коэффициента 1,7.

При принятии ведомости главным специалистом филиала ГУ – РО ФСС РФ по ХМАО-Югре внесены корректировки, касающиеся расходной части на цели обязательного социального страхования: выплата пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, принята с коэффициентом 1,5.

В письме от 16.07.2008 № 01/3999-06 изложен отказ Обществу в принятии к зачету расходов на цели государственного социального страхования при начислении единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, с применением районного коэффициента 1,7.

В обоснование своей позиции Учреждение ссылается на Постановление Совета Министров РФ № 162 от 20.03.1991 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР (в редакции Постановления Правительства от 04.09.1995 № 884) и информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670-9, Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995, согласно которых пособия в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах выплачиваются с учетом коэффициентов, установленных для непроизводственных отраслей.

Полагая, что отказ Учреждения нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.

07.10.2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» размеры государственных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с учетом этих коэффициентов.

Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.

Поскольку до настоящего времени такого закона не принято, суд первой инстанции в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации обоснованно руководствовался нормами законодательства СССР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.

В соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что в настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен порядок применения и размер районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Таким образом, законодательство Российской Федерации, регулирующее данные правовые отношения состоит из следующих нормативных актов: Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтеперерабатывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало - Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты - Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области», Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» (с изменениями от 29.10.1992), Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа», Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями».

Согласно Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа», лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в размере 1,7.

Кроме того, Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтеперерабатывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало - Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты - Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области» для работников указанных отраслей утвержден районный коэффициент 1,7.

Как обоснованно отметил суд первой инстанции информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 № 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» не относится к нормативным актам и носит информационный характер.

Следовательно, довод подателя апелляционной жалобы о том, что районный коэффициент 1,7 к максимальному размеру пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, установленный решением исполкома Совета народных депутатов Ханты - Мансийского автономного округа от 28.02.1991 № 33, применяться не может, судом апелляционной инстанции отклоняется, как необоснованный.

В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 названного Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

К таким выплатам относятся и суммы районного коэффициента, которые учитываются в составе заработной платы.

Заработная плата работникам Общества исчисляется с районным коэффициентом 1,7.

Следовательно, страховые взносы в ГУ – РО ФСС РФ по ХМАО-Югре исчисляются и уплачиваются с применением указанного коэффициента.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Общество правомерно выплачивало пособия в размере полного заработка с применением районного коэффициента 1,7, а формирование расходной части средств Учреждения (на выплату социальных пособий) с применением районного коэффициента 1,5 является неправомерным.

Для работника Общества, получающего пособие, не имеет правового значения, кем установлен районный коэффициент, поскольку Общество уплачивает страховые взносы в Фонд социального страхования

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу n А46-21793/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также