Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2008 по делу n А75-4184/2008. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 24 декабря 2008 года Дело № А75-4184/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2008 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.Е., судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Тайченачевым П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5625/2008) общества с ограниченной ответственностью «Ладога» на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от 01.10.2008 по делу № А75-4184/2008 (судья Фёдоров А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ладога» к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о возврате излишне уплаченного налога в размере 1 275 230 руб., при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью «Ладога» – Немцев Д.А., по доверенности от 24.09.2008 сохраняющей силу в течение одного года (личность установлена удостоверением № 4473, выданным 15.11.2005); от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа -Югры – Замятин С.В., по доверенности от 20.11.2008 сохраняющей силу в течение одного года (личность установлена удостоверением УР № 429112, действительным до 31.12.2009); установил: Общество с ограниченной ответственностью «Ладога» (далее по тексту - ООО «Ладога», общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту – ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югры, налоговый орган, инспекция) о взыскании суммы излишне уплаченного налога за январь 2005 года в размере 1 275 230 руб. В судебном заседании суда первой инстанции, состоявшемся 28.08.2008, общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило произвести возврат излишне уплаченного налога за январь 2005 года в размере 1 275 230 руб. (т. 2, л.д. 22, т. 4 л.д. 63-64). В судебном заседании суда первой инстанции 25.09.2008 общество повторно уточнило заявленные требования и просило обязать налоговый орган произвести возврат суммы излишне уплаченного налога за январь 2005 года в размере 1 999 985 руб. (т. 4, л.д. 77, 97-98). Решением от 01.10.2008 по делу № А75-4184/2008 Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа–Югры отказал в удовлетворении требования ООО «Ладога». В обоснование принятого решения арбитражный суд указал на непредставление ООО «Ладога» достаточных доказательств в обоснование своих требований, а именно: доказательств наличия переплаты по акцизу на алкогольную продукцию в сумме за январь 2005 года. В обжалуемом решении также содержится вывод о том, что одновременный возврат из бюджета ООО «Ладога» как плательщику акциза излишне уплаченных сумм акциза (равно как и зачет этой суммы в счет будущих платежей) с отнесением всех сумм акциза на покупателей подакцизного товара, без возврата этим покупателям данной излишне уплаченной налогоплательщиком части акциза, означало бы неосновательное обогащение плательщика акциза. В апелляционной жалобе ООО «Ладога» просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 № 317-О, поскольку указанное определение не имеет никакого значения при рассмотрении данного дела, так как не порождает для сторон каких-либо прав и обязанностей. По мнению подателя апелляционной жалобы, в указанном определении оспаривается конституционность подпункта 5 пункта 1 статьи 21 и пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и решается вопрос только о принятии или нет жалобы к рассмотрению. Общество также указывает на то, что вывод суда о том, что взыскание излишне уплаченного акциза является необоснованным обогащением организации, не подкреплен какими-либо нормами права. Кроме того, судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка доводу общества о том, что спорная сумма акциза является переплатой. В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Ладога» поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе. В письменном отзыве на апелляционную жалобу и выступлении в судебном заседании представитель ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югры просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 07.02.2008 ООО «Ладога» обратилось в ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югры с заявлениями № 1, 2, 3 о возврате на расчетный счет общества излишне уплаченного акциза на алкогольную продукцию. Поскольку в установленный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации срок сумма излишне уплаченного земельного налога не была возвращена на расчетный счет налогоплательщика, ООО «Ладога» обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием. 01.10.2008 Арбитражным судом Ханты - Мансийского автономного округа – Югры принято обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. В статье 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» содержится понятие субъекта малого предпринимательства. В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в оптовой торговле - 50 человек. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ООО «Ладога» относится к субъектам малого предпринимательства. Абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ) предусмотрено, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Исходя из анализа вышеназванной правовой нормы, момент возникновения права на льготу определяется днем государственной регистрации юридического лица и применяется малыми предприятиями до истечения срока, на который такая льгота была представлена. Из материалов дела видно, что ООО «Ладога» в качестве юридического лица зарегистрировано 17.01.2001 администрацией города Сургута за номером 06-10982. Таким образом, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что течение четырехлетнего льготного периода по налогообложению для ООО «Ладога» считается с 17.01.2001 (дата регистрации общества). Довод общества о том, что срок действия льготы по налогообложению для ООО «Ладога» считается с момента регистрации акцизного склада, то есть с 30.09.2002, судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий абзацу 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В апелляционной жалобе ООО «Ладога» ссылается на неправильное применение судом первой инстанции определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 № 317-О, ввиду того, что указанное определение не имеет никакого значения при рассмотрении данного дела, так как не порождает для сторон каких-либо прав и обязанностей, поскольку в данном определении оспаривается конституционность подпункта 5 пункта 1 статьи 21 и пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и решается вопрос только о принятии или нет жалобы к рассмотрению. Указанная позиция ООО «Ладога» расценивается судом как несостоятельная и основанная на ошибочном толковании норм налогового законодательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками акциза признаются в том числе организации. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров. Пунктом 1 статьи 187 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Согласно пункта 1 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, за исключением операций с нефтепродуктами, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья (материалов) соответствующую сумму акциза. В соответствии с пунктом 2 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации и за исключением случаев реализации нефтепродуктов. В силу пункта 1 статьи 199 Налогового кодекса Российской Федерации суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров (за исключением реализации на безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 199 Налогового кодекса Российской Федерации суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров. С учетом пунктов 1 и 2 статьи 198, а также абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 199 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определении от 02.10.2003 № 317-О, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правильному выводу о том, что оспариваемая сумма налога не может являться излишне уплаченной, исходя из следующего. Акциз по своей правовой природе является косвенным налогом, то есть уплачивается покупателями товара в составе цены, увеличенной на сумму налога. При этом на продавце лежит установленная законом обязанность по его перечислению в бюджет. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (подпункт 5 пункта 1 статьи 21); сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей (пункт 1 статьи 78). При этом законодатель реализацию права налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченного акциза с возвратом или невозвратом им этих сумм покупателям подакцизных товаров прямо не связывает. Тем не менее одновременный возврат из бюджета заявителю как плательщику акциза излишне уплаченных сумм акциза (равно как и зачет этой суммы в счет будущих платежей) с отнесением всех сумм акциза на покупателей подакцизного товара, без возврата этим покупателям данной излишне уплаченной налогоплательщиком части акциза означало бы неосновательное обогащение плательщика акциза. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ООО «Ладога» не представлено достаточных доказательств в обоснование своих требований в уточненном размере: уточненных налоговых деклараций за январь 2005 года, доказательств наличия переплаты по акцизу на алкогольную продукцию за январь 2005 года. Таких доказательств ООО «Ладога» не представлено и в суд апелляционной инстанции. Помимо изложенного, судом апелляционной инстанции отмечается, что так как четыре года, установленные абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», истекли 17.01.2005, то с 18.01.2005 ООО «Ладога» утратило право на применение ставок акциза на алкогольную продукцию, предусмотренных на момент регистрации. Таким образом, по убеждению суда апелляционной инстанции, исчисление акциза на алкогольную продукцию с применением меньшей ставки за весь Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2008 по делу n А70-2827/2008. Изменить решение »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|