Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2008 по делу n А46-4976/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

22 декабря 2008 года

                                                       Дело №   А46-4976/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  16 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  22 декабря 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ильницкой Д.В.

судей  Гладышевой Е.В., Рябухиной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Тайченачевым П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5822/2008) общества с ограниченной ответственностью «Микрорайон» на решение Арбитражного суда Омской области от 10.10.2008 года по делу № А46-4976/2008 (председательствующий судья Беседина Т.А., арбитражные заседатели Сысоев И.И., Дидковская Н.А.), принятое по иску открытого акционерного общества «Омская энергосбытовая компания» к обществу с ограниченной ответственностью «Микрорайон», третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Омской области, о взыскании 426736руб. 99коп.,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Микрорайон» – не явились;

от открытого акционерного общества «Омская энергосбытовая компания» – Рыбальченко А.Г., доверенность № 28-12/2004 от 25.09.2008;

от Региональной энергетической комиссии Омской области – не явились;

установил:

 

Открытое акционерное общество «Омская энергосбытовая компания» (далее – ОАО «Омская энергосбытовая компания») обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Микрорайон» (далее – ООО «Микрорайон») о взыскании 426736руб. 99коп. задолженности по оплате потерь электрической энергии в сетях ООО «Микрорайон» за период с августа по декабрь 2007 года.

Определением Арбитражного суда Омской области от 02.07.2008 к участию в деле № А46-4976/2008 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Омской области.

Решением Арбитражного суда Омской области от 10.10.2008 по делу № А46-4976/2008 иск ОАО «Омская энергосбытовая компания» удовлетворен. С ответчика в пользу истца взыскано 426736руб. 99коп. задолженности и 10034руб. 74коп. расходов по уплате государственной пошлины. Этим же решением истцу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 1499руб. 96коп.

Не соглашаясь с решением суда, ООО «Микрорайон» в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Омская энергосбытовая компания» просит оставить обжалуемое решение без изменения.

Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителей ответчика и третьего лица.

Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.

Рассмотрев материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, а также выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Микрорайон» является территориальной сетевой организацией и осуществляет деятельность по передаче электрической энергии потребителям ОАО «Омская энергосбытовая компания».

По расчету истца за период с августа по декабрь 2007 года потери электрической энергии в сетях ответчика, подлежащие компенсации ОАО «Омская энергосбытовая компания», составили 304165 кВт/ч от общего объема, утвержденного РЭК Омской области на 2007 год, стоимость потерь составила 426736руб. 99коп.

На оплату указанных выше потерь истец выставил ответчику счета-фактуры от 31.08.2007 № Э07-210191975, 30.09.2007 № Э07-210208708, от 31.10.2007 № Э07-210239404, от 30.11.2007 № Э07-210256149 и от 31.12.2007 № Э07-210290937.

В связи с неоплатой ответчиком указанных счетов ОАО «Омская энергосбытовая компания» обратилось с настоящим иском в суд.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил, что обязанность ответчика компенсировать потери электрической энергии в его сетях возникла на основании нормативного правового акта - Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

В соответствии с пунктом 50 Правил размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке (пункт 51 Правил).

Согласно абзацу 3 пункта 64 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической энергии и тепловой энергии в Российской Федерации» в тарифах на услуги по передаче электрической энергии учитываются расходы на оплату нормативных технологических потерь, не включенных в тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), в целях компенсации экономически обоснованных расходов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, на покупку электрической энергии и мощности в объемах, необходимых для покрытия нормативных технологических потерь. Стоимость нормативных технологических потерь, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сети, определяется в соответствии с пунктом 48 настоящего документа и включает стоимость мощности, необходимой для приобретения соответствующего объема электрической энергии на оптовом рынке.

Федеральная служба по тарифам устанавливает для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в соответствии с утверждаемыми ею методическими указаниями регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность в целях компенсации потерь электрической энергии, которые применяются в соответствии с правилами оптового рынка (пункт 48 указанного выше Постановления).

Кроме того, статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отнесено в том числе: установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.

В целях недопущения срыва тарифного регулирования на 2007 год Федеральная служба по тарифам считает необходимым открывать дела об установлении тарифов и устанавливать тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также услуги по передаче электрической (тепловой) энергии на очередной период регулирования в отсутствие утвержденных нормативов (нормативов технологических потерь электрической (тепловой) энергии, нормативов удельного расхода топлива и нормативов создания запасов топлива), с учетом фактических (отчетных) данных, сложившихся в предшествующем периоде регулирования (Информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 26.01.2006 № СН-2000/13).

На территории Омской области органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов является Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее – РЭК Омской области), действующая в соответствии с Положением, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 28.05.2003 № 95.

Во исполнение указанных выше нормативных правовых актов приказом РЭК Омской области от 25.10.2006 № 144/38 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ОАО «Омская энергосбытовая компания», установлен тариф на 2007 год – 1138,8 руб./тыс. кВт.ч.

ООО «Микрорайон» является сетевой организацией, поэтому именно ответчик при утверждении своего тарифа на услуги по передачи электрической энергии по его сетям как сетевой организации предоставляет в РЭК калькуляцию своих расходов, в состав которых включаются расходы, связанные с компенсацией потерь энергии в сетях территориальной сетевой организации при ее передаче. Затем этот тариф учитывается при формировании тарифа энергоснабжающей организацией в качестве расходов энергоснабжающей организации, связанных с оплатой услуг оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, определяемых на основе пункта 24 Основ ценообразования (подпункт 3 пункта 22.1. приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

ООО «Микрорайон» при рассмотрении настоящего дела не представило свой расчет объема потерь электрической энергии и не подтвердило фактический объем потерь, следовательно, взысканию с ответчика подлежат нормативные потери.

Согласно заключению РЭК Омской области от 26.09.2007 № 01-16/1435 объем технологического расхода (потерь) электрической энергии при ее передаче по сетям территориальной сетевой организации ООО «Микрорайон», утвержденный РЭК Омской области, составил на 2007 год – 0,730 млн. кВт.ч.

Из представленных в материалы дела счетов-фактур усматривается, что цена электроэнергии на технологический расход (потери) определялась как по регулируемым, так и по нерегулируемым ценам.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)» поставка электрической энергии (мощности) на условиях, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643, осуществляется с 01.09.2006.

Таким образом, с 01.09.2006 на оптовом рынке электрической энергии (мощности) действуют договоры купли-продажи электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), по условиям которых покупатели электроэнергии, в том числе гарантирующие поставщики, приобретают электроэнергию по регулируемой цене (тарифу).

Исходя из анализа пунктов 106 - 108 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила розничных рынков), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, в случае если фактическое потребление всех потребителей гарантирующего поставщика за соответствующий месяц оказывается больше, чем суммарные объемы электроэнергии, приобретенные на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам), то объемы такого превышения гарантирующий поставщик покупает по свободным (нерегулируемым) ценам и, соответственно, продает объемы такого превышения по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен.

Следовательно, со дня вступления в силу Правил розничных рынков в случае, если фактическое потребление потребителей гарантирующего поставщика (энергоснабжающей (энергосбытовой) организации) превышает объемы, купленные им на оптовом и розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), гарантирующие поставщики (энергоснабжающие (энергосбытовые) организации) при осуществлении расчетов с покупателями электрической энергии применяют новые принципы расчетов за поставленную электрическую энергию, в том числе с использованием свободных (нерегулируемых) цен.

Как установлено судом, препятствий для применения в спорный период свободных цен не имелось. К оплате предъявлены объемы потерь электроэнергии частично по регулируемой цене (тариф, установленный РЭК Омской области), частично - по нерегулируемой цене.

Доказательства того, что применение нерегулируемых цен нарушило права ответчика, в материалах дела отсутствуют.

Доводы ответчика о недоказанности факта подачи в сети ООО «Микрорайон» электрической энергии от поставщика - ОАО «Омская энергосбытовая компания» суд апелляционной инстанции во внимание не принимает как необоснованные.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении иска ОАО «Омская энергосбытовая компания» не подлежит отмене или изменению.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче относятся на ООО «Микрорайон» (статья 110 АПК РФ).

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Омской области от 10.10.2008 по делу № А46-4976/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Д.В. Ильницкая

Судьи

Е.В. Гладышева

Н.А. Рябухина

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2008 по делу n А70-3991/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также