Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу n А46-18669/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

19 декабря 2008 года

Дело № А46-18669/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 декабря 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6111/2008) общества с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ» на решение Арбитражного суда Омской области от 12.11.2008 по делу № А46-18669/2008 (судья Чернышев В.И.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ»

к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска

о признании незаконным действия и обязании совершить действие

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ» - Кайзер Ю.В. по доверенности от 17.05.2008 сроком действия три года;

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – Стуколова М.С. по доверенности от 31.07.2008 № 04/31327, сроком действия один год;

установил:

 

решением от 12.11.2008 года по делу № А46-18669/2008 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ» (далее по тексту – ООО «Компаньон-РФ», Общество) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту – Департамент имущественных отношений, Департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении ООО «Компаньон-РФ» по заявлению от 05.10.2007 № 83 части земельного участка площадью 1 кв.м, находящегося в муниципальной собственности, из состава земель населенных пунктов в границах города Омска с кадастровым номером 55:36:00 00 00:0442, местоположение которого установлено в северной части кадастрового района 55:36 г. Омск, общей площадью 159 520 кв.м, индивидуализированного согласно кадастровому плану земельного участка от 27.09.2007 № 40/07-23164, учетный кадастровый номер 25, для установки и эксплуатации рекламной конструкции Ц-ОУ-№ 713/28; обязании Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в течение 5 дней с момента принятия Арбитражным судом Омской области решения предоставить ООО «Компаньон-РФ» по заявлению от 05.10.2007 № 83 на праве аренды часть земельного участка площадью 1 кв.м, находящегося в муниципальной собственности, из состава земель населенных пунктов в границах г. Омска с кадастровым номером 55:36:00 00 00:0442, местоположение которого установлено в северной части кадастрового района 55:36 г. Омск, общей площадью 159 520 кв.м, индивидуализированного согласно кадастровому плану земельного участка от 27.09.2007 № 40/07-23164, учетный кадастровый номер 25, для установки и эксплуатации рекламной конструкции Ц-ОУ-№ 713/28, проверив их на соответствие требованиям статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что согласно разрешительным документам на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (паспорт рекламного места № 713/28 с приложенной топосъемкой, договор аренды муниципального рекламного места № 7049/3р, распоряжение от 30.08.2006 № 3763-р), Обществу разрешено установить конкретный рекламоноситель – отдельно стоящий остановочный указатель на остановке общественного транспорта «ул. Фрунзе». То есть, данный рекламоноситель четко привязан к указанному месту его установки – остановке общественного транспорта. Его форма (зафиксированная в паспорте рекламного места) также является четко определенной и существенно отличается от иных рекламоносителей. Соответственно, в связи с изменением обстоятельств, а именно – ликвидацией остановки и демонтажем остановочного указателя рекламная конструкция перестала соответствовать ее паспортным данным и разрешительным документам, и не может эксплуатироваться по прежнему назначению. Общество имеет возможность обратиться в соответствующий орган в заявлением о выдаче нового разрешения на установку рекламной конструкции в новом месте.

При этом суд посчитал, что паспорт рекламного места является документальным оформлением характеристик рекламной конструкции, то есть не является правоустанавливающим актом, фиксирует уже установленное право на основании принятого разрешения.

Суд отклонил доводы Департамента о пропуске Обществом установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд, придя к выводу о том, что Обществу стало известно об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка только из письма Департамента от 11.08.2008, а в отношении письма Департамента от 06.02.2008 – в материал дела отсутствуют доказательства его получения Обществом.

Также суд первой инстанции указал на неправомерность довода Департамента о том, что с 01.07.2008 в соответствии с пунктом 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» заключение договора на установку рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имущества, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании торгов. Суд посчитал, что данное правило распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2008, а в данном случае заявление о предоставлении земельного участка на праве аренды было подано Обществом в орган местного самоуправления 05.10.2007, то есть до введения нового регулирования.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Общество считает неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что паспорт рекламного места не является правоустанавливающим документов, фиксирует уже установленное право на основании принятого разрешения. По мнению Общества, паспорт рекламного места является разрешительным документом, предоставляющим право осуществить установку рекламной конструкции. А, издав распоряжение от 30.08.2006 № 3763-р, согласно которому разрешено установить рекламную конструкцию, орган местного самоуправления подтвердил законность установки Обществом рекламной конструкции.

Также Общество считает, что Федеральный закон «О рекламе» не устанавливает особенностей применительно к установке рекламных конструкций в виде остановочного указателя и размещении на них рекламы. Перенос остановки общественного транспорта в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О рекламе» не может служить основанием для отказа в предоставлении рекламораспространителю земельного участка под рекламной конструкцией на праве аренды.

Нарушение прав Общества проявляется в том, что Общество имеет разрешение на установку рекламной конструкции, но не вправе требовать предоставления ему земельного участка, на котором данный рекламоноситель должен быть установлен, то есть Общество лишено законных оснований для установки рекламной конструкции в том месте, на которое у него имеется разрешение на установку рекламной конструкции.

Департамент имущественных отношений в соответствии с представленным суду письменным отзывом на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению, поскольку отсутствуют как доказательства нарушения действиями Департамента прав и законных интересов Общества, так и доказательства несоответствия действий Департамента требованиям закона.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель Департамента в заседании суда поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

Департаментом недвижимости Администрации г. Омска (правопредшественник Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска) был выдан Обществу паспорт рекламного места от 17.09.1997 № 713/28 на объект по адресу: ул. Фрунзе (остановка «ул. Фрунзе» - отдельно стоящий остановочный указатель), и заключен договор аренды муниципального рекламного места от 10.09.1997 № 7049/3р.

Распоряжением Департамента недвижимости Администрации г. Омска от 30.08.2006 № 3763-р о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций Обществу разрешено установить рекламные конструкции на территории города Омска в соответствии с приложением к данному распоряжению, в котором, в том числе указана рекламная конструкция по ул. Фрунзе (паспорт рекламного места от 17.09.1997 № 713/28).

Указанные обстоятельства послужили основанием для установки Обществом рекламной конструкции по названному адресу.

Обществом также были совершены действия по формированию земельного участка, занятого рекламной конструкцией, и подготовке кадастрового плана от 27.09.2007 № 40/07-23164, в соответствии с которым земельному участку в северной части кадастрового района 55:36 г. Омск присвоен кадастровый номер 55:36:00 00 00:442, а земельному участку непосредственно под рекламоносителем присвоен учетный кадастровый номер 25.

05.10.2007 Общество обратилось с письмом № 83 в Департамент о заключении договоров аренды земельных участков, поставленных на кадастровый учет, сроком на 5 лет и занятых рекламными конструкциями Общества в количестве 6 штук.

09.06.2008 Общество повторно обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков, в том числе под рекламной конструкцией № 713/28.

На данное письмо Департамент в ответе от 11.07.2008 за № 09/28412 указал, в частности, что в связи с благоустройством прилегающей к ТК «Флагман» территории остановка общественного транспорта на данном участке ул. Фрунзе ликвидирована, а остановочный указатель демонтирован. По этой причине предоставление части земельного участка для эксплуатации рекламной конструкции № 713/28 не представляется возможным.

Общество, считая данный отказ Департамента не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании этого отказа незаконным и возложении на Департамент обязанности по предоставлению Обществу на праве аренды испрашиваемого земельного участка.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований Общества отказано.

Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама) в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Пункт 2 данной статьи устанавливает, что распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления поселения или городского округа.

В соответствии с данным Федеральным законом на территории города Омска до 1 июля 2006 года действовало Положение о порядке разрешения размещения средств наружной рекламы (далее по тексту – Положение), утвержденное решением Омского городского Совета от 18.06.1997 № 349 (утратило силу с 1 июля 2006 года, в связи с изданием Решения Омского городского Совета от 24.05.2006 № 360).

В соответствии с пунктом 7.1.1. Положения, разрешительным документом, выдаваемым комитетом для распространения наружной рекламы на территории г. Омска, является паспорт рекламного места с разрешительной подписью председателя комитета, который служит основанием для заключения договора рекламораспространителя с собственником рекламного места или лицом, обладающим вещными правами на это место и является его неотъемлемой частью.

Таким образом, в соответствии с нормами законодательства, для установки рекламной конструкции необходимо наличие двух условий: наличие паспорта рекламного места, который является разрешительным документом на размещение средств наружной рекламы, и наличие заключенного рекламораспространителем с собственником рекламного места или лицом, обладающим вещными правами на это место, договора.

Наличия каких-либо иных документов, условий для установки рекламной конструкции в соответствии с указанными нормами не требовалось.

Материалами дела подтверждается наличие у Общества утвержденного 17.09.1997 председателем Комитета по управлению имуществом паспорта рекламного места № 713/28 по адресу: улица Фрунзе (остановка «ул. Фрунзе» - отдельно стоящий остановочный указатель), владелец – ООО «Компаньон-РФ», а также  наличие заключенного с Администрацией города Омска договора аренды муниципального рекламного места от 10.09.1997 № 7049/3р.

Таким образом, Обществом были соблюдены все предусмотренные указанными нормами законодательства требования для размещения объекта наружной рекламы по указанному адресу.

Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе», в соответствии с требованиями которого Общество выполнило все условия для размещения наружной рекламы по ул. Фрунзе (остановка «ул. Фрунзе» - отдельно стоящий остановочный указатель) утратил силу с 1 июля 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Часть 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006), вступившего в силу с 1 июля 2006 года, устанавливает, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Установка рекламной конструкции

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу n А46-15362/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также