Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008 по делу n А75-598/2008. Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК),Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 03 апреля 2008 года Дело № А75-598/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2008 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шиндлер Н.А., судей Золотовой Л.А., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-953/2008) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 28.01.2008 по делу № А75-598/2008 (судья Мингазетдинов М.М.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Стяжковой Лилии Рашидовны к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным и отмене постановления № 000148 от 26.12.2007, при участии в судебном заседании представителей: от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – не явился, извещен; от индивидуального предпринимателя Стяжковой Лилии Рашидовны – не явился, извещен. УСТАНОВИЛ:
Решением от 28.01.2008 по делу № А75-598/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил требование индивидуального предпринимателя Стяжковой Лилии Рашидовны (далее по тексту – ИП Стяжкова Л.Р., предприниматель), признал незаконным и отменил постановление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – межрайонная ИФНС РФ № 4 по ХМАО-Югре, налоговый орган, Инспекция, податель жалобы) от 26.12.2007 № 000148 о привлечении ИП Стяжковой Л.Р. к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в виде штрафа в размере 4 000 руб. В обоснование решения суд указал на то, что при проведении осмотра принадлежащего предпринимателю помещения налоговым органом нарушены требования части 2 статьи 27.8 КоАП, согласно которой осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, предпринимателя или его представителя и двух понятых. Поскольку акты, полученные в ходе проверки, составлены без участия понятых и законного представителя ИП Стяжковой Л.Р., то порядок их составления нарушен. По мнению суда первой инстанции, указанные нарушения лишили акты проверки принадлежащего предпринимателю павильона доказательственной силы, а поэтому и составленный на их основе протокол об административном правонарушении № 000148 не может свидетельствовать о наличии административного правонарушения. Межрайонная ИФНС РФ № 4 по ХМАО-Югре в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований. При этом податель жалобы ссылается на то, что факт неприменения контрольно-кассовой техники подтвержден материалами дела; порядок привлечения к ответственности налоговым органом был соблюден. ИП Стяжкова Л.Р. в соответствии с представленными письменными отзывами на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. При этом предприниматель указывает на следующие моменты: проверка проводилась в ее отсутствие, однако, она имела возможность присутствовать при проверке, если была бы извещена о ее проведении; проверяющими не был предъявлен, на основании которого проводилась проверка; при составлении акта проверки выполнения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт» (далее – Закон о ККТ) свидетели и понятые не участвовали, что является нарушением закона; во время проверки кассовый аппарат находился в ремонте, покупателям выдавался товарный чек. До начала судебного заседания от межрайонной ИФНС РФ № 4 по ХМАО-Югре поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя налогового органа. От ИП Стяжковой Л.Р. также поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие. В порядке ст. 156 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства. 13.12.2007 на основании поручения от 13.12.2007 № 000496 (лист дела 15) сотрудниками межрайонной ИФНС РФ № 4 по ХМАО-Югре осуществлена проверка деятельности ИП Стяжковой Л.Р. в принадлежащем ей торговом павильоне «Индиана», расположенном по адресу: г. Советский, ул. Гагарина, по вопросам соблюдения требований Закона о ККТ. С поручение № 000496 ознакомлен продавец Фахрутдинова Л.Н., что подтверждено ее подписью. В ходе проведенной проверки установлен излишек денежных средств в размере 3 547 руб., полученных без применения ККТ (кассовый аппарат отсутствует). Результаты проверки зафиксированы в акте проверки наличных денежных средств кассы № 000406 (лист дела 17), в акте проверки выполнения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт» № 000406 ДСП (лист дела 16). Продавец Фахрутдинова Л.Н. пояснила (см. акт проверки выполнения Закона о ККТ), что излишки в сумме 3 547 руб. образовались вследствие отсутствия кассового аппарата. 13.12.2007 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении (лист дела 21). 19.12.2007 по факту выявленного правонарушения в отношении ИП Стяжковой Л.Р. был составлен протокол № 000148 (лист дела 22) об административном правонарушении, ответственность за которое ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП. По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и материалов проверки налоговым органом 26.12.2007 было вынесено постановление № 000148 о привлечении ИП Стяжковой Л.Р. к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП в виде штрафа в сумме 4000 руб. Предприниматель, полагая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Решением суда первой инстанции требования ИП Стяжковой Л.Р. удовлетворены. Данное решение обжалуется налоговым органом в суде апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение по делу подлежащим отмене исходя из следующего. Согласно части 1 статьи 2 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Статьей 5 Закона о ККТ предусмотрена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные кассовые чеки. Статья 14.5 КоАП устанавливает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. Суд первой инстанции свое решение о признании незаконным и отмене постановления № 000148 от 26.12.2007 мотивировал тем, что налоговым органом при проведении осмотра принадлежащего предпринимателю помещения нарушены требования части 2 статьи 27.8 КоАП. Поэтому акты проверки принадлежащего предпринимателю павильона не имеют доказательственной силы; составленный на их основе протокол об административном правонарушении № 000148 не может свидетельствовать о наличии административного правонарушения. Суд апелляционной инстанции считает данный вывод необоснованным. В силу пункта 2 статьи 27.8 КоАП осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится в присутствии представителя юридического лица и двух понятых. Указанной статьей КоАП должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предоставлено право производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности. Такой осмотр является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП. В данном случае производимые Инспекцией процессуальные действия при установлении события административного правонарушения нельзя рассматривать как принятие обеспечительных мер, при осуществлении которых требуется присутствие понятых и составление предусмотренного статьей 27.8 КоАП РФ протокола. Таким образом, вывод суда о нарушены требования части 2 статьи 27.8 КоАП является ошибочным, основанным на неправильном толковании названной нормы права. Пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП. В пункте 4.1 статьи 28.2 КоАП говорится, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Протокол об административном правонарушении от 19.12.2007 был составлен в отсутствие ИП Стяжковой Л.Р. Однако, согласно материалам дела предприниматель была извещена о дате и времени составления протокола надлежащим образом, что подтверждается копией сопроводительного письма об отправке акта проверки и повестки в адрес предпринимателя (лист дела 18,19), почтовой квитанции от 14.12.2007 и уведомления о получении почтового отправления 19.12.2007 самой Стяжковой Л.Р. (лист дела 20). Таким образом, налоговый орган представил доказательства надлежащего извещения ИП Стяжковой Л.Р. о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, может быть рассмотрено в отсутствие законных представителей лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3 статьи 25.4 КоАП). Постановление № 000148 от 26.12.2007 было также составлено в отсутствие предпринимателя, извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения материалов дела. В подтверждение факта извещения Инспекция представила в материалы дела: копию сопроводительного письма о направлении прокола № 000148 от 19.12.2007 с указанием даты и времени рассмотрения дела в адрес предпринимателя, копию постовой квитанции от 21.12.2007 и копию уведомления о получении Стяжковой Л.Р. почтового отправления 22.12.2007. То есть, налоговый орган доказал надлежащее извещение предпринимателя о дате и времени рассмотрения материалов дела. Следовательно, вывод суда первой инстанции о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности необоснован. Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения. Имеющиеся в материалах дела документы – акт проверки выполнения Закона о ККТ № 000406 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008 по делу n А75-6191/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|