Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2008 по делу n А70-4178/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

05 декабря 2008 года

                                                       Дело №   А70-4178/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  02 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  05 декабря 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.П.

судей  Лотова А.Н., Зориной О.В.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Карпущенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5420/2008) Тюменского муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству «Юг» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18 сентября 2008 года по делу № А70-4178/2008 (судья Курындина А.Н.),

по иску  Тюменского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания по жилищно-коммунальному "Юг"

к  Открытому акционерному обществу "Тюменьэнергосбыт"

о признании договора недействительным

при участии в судебном заседании представителей: 

от истца: Тюменское муниципальное унитарное предприятие  «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству «Юг» - не явился, извещен надлежащим образом;

от ответчика: Открытое акционерное общество «Тюменьэнергосбыт» - Бейкина Е.А. по доверенности от 23.06.2008 № 5/204-08, сроком по 31.12.2008, паспорт 7106 438022, выдан ГОМ № 1 УВД Ленинского АО г. Тюмени 29.09.2006; Прохорова Н.Н. по доверенности от 23.06.2008 № 5/200-08, сроком по 23.06.2011, паспорт 7104 295266, выдан УВД Калининского округа г. Тюмени 29.04.2005

УСТАНОВИЛ:

 

Тюменское муниципальное унитарное предприятие  «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству «Юг» (далее – ТМУП «УК по ЖКХ Юг», истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Открытому акционерному обществу «Тюменьэнергосбыт» (далее – ОАО «Тюменьэнергосбыт», ответчик) о признании недействительным договора энергоснабжения № 4622 от 01.01.2006г.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.09.2008г. по делу № А70-4178/2008 в удовлетворении требований ТМУП «УК по ЖКХ Юг» отказано.

В обоснование решения суд указал, что истцом не подтверждено противоречие условий рассматриваемого договора действующему законодательству. Распоряжением Администрации г.Тюмени от 29.10.2003г. № 4743 «О передаче объектов муниципального жилищного фонда», Распоряжением Администрации г.Тюмени от 24.12.2004г. № 7242 «О наделении хозяйственными функциями по управлению муниципальным жильем», на ТМУП «УК по ЖКХ Юг» возложены полномочия по содержанию и техническому обслуживанию, пролонгацию или заключение договоров с поставщиками электрической энергии на места общего пользования закрепленного за ним жилищного фонда.                                                             

Не согласившись с принятым решением, ТМУП «УК по ЖКХ Юг» в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Податель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции при вынесении решения нарушена норма процессуального права в соответствии с которой арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает решение в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу. Также истец полагает, что судом не применены нормы права, подлежащие применению при рассмотрении дела, а сделанные выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы указывает, что на ТМУП «УК по ЖКХ Юг» в спорный период не возлагались обязательства по подаче в жилые дома, находящиеся в управлении, коммунальных ресурсов и по обслуживанию внутридомовых инженерных сетей; полномочиями по сбору денежных средств за электроэнергию, поставляемую в места общего пользования жилых домов истец не обладал; обязанность по приобретению электрической энергии на основании договора энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях, в соответствии со статьей 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530, возлагается на исполнителя коммунальных услуг.

В представленном в апелляционный суд отзыве ОАО «Тюменьэнергосбыт» выражает свое несогласие с позицией подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Указывает, что Распоряжения Администрации г.Тюмени № 4743 от 29.10.2003г. и от 24.12.2004г. № 7242 не признаны в установленном порядке противоречащими Жилищному кодексу РФ и Постановлению Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530, не отменены и являются действующими. Истец является получателем денежных средств по договору с ОАО «ТРИЦ», собранных с населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде, за электроэнергию, поставленную для освещения мест общего пользования.

Представитель истца, извещенного о судебном заседании в соответствии со  статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу истца, отзыв ответчика, а также выслушав представителей ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

            Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжением Администрации города Тюмени от 29.10.2003г № 4743 «О передаче объектов муниципального жилищного фонда», указанным в распоряжении муниципальным унитарным предприятиям, среди которых значится и ТМУП «УК по ЖКХ Юг», предписывалось обеспечить содержание и техническое обслуживание, пролонгацию или заключение договоров с поставщиками электрической энергии на места общего пользования закрепленного за ними жилищного фонда до передачи их на техническое обслуживание и эксплуатацию организациям – победителям конкурсов на техническое обслуживание и эксплуатацию муниципального жилищного фонда.

            Распоряжением Администрации города Тюмени № 7242 от 24.12.2004 истец наделен хозяйственными функциями по управлению муниципальным жильем в отношении домов муниципального жилищного фонда г. Тюмени согласно приведенному в вышеуказанном Распоряжении адресному перечню.

          К хозяйственным функциям по управлению муниципальным жильем относятся, в том числе, формирование заказа на коммунальные услуги и заключение договоров на содержание и ремонт муниципального жилья (пункты 1, 4 Приложения № 2 к Распоряжению Администрации города Тюмени № 7242 от 24.12.2004).

            Между ОАО «Тюменьэнергосбыт» и ТМУП «УК по ЖКХ «Юг» заключен договор энергоснабжения № 4622 от 01.01.2006 на поставку электрической энергии в дома муниципального жилищного фонда, находящиеся в управлении истца.

            01.02.2005г. между ТМУП «УК по ЖКХ «Юг» и ОАО «ТРИЦ» заключен договор на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с которым последнее по поручению истца приняло обязательства по организации системы платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, изготовление и выставление счетов, начисление платы за жилищно-коммунальные услуги.

Довод подателя апелляционной жалобы о том, что к хозяйственным функциям по управлению муниципальным жильем не относится обязанность по заключению договоров с энергоснабжающими организациями на поставку электроэнергии для освещения мест общего пользования, не может быть принят судом апелляционной инстанции по причине его опровержения указанными актами муниципального органа. Также на обязанность по заключению с ОАО «Тюменьэнергосбыт» договоров энергоснабжения мест общего пользования жилых домов, в отношении которых управляющие компании наделены хозяйственными функциями по управлению, со ссылкой на Распоряжение Администрации города Тюмени № 7242 от 24.12.2004г. указано в приказе Департамента ЖКХ Администрации г.Тюмени от 161-О от 12.12.2006г.

          Согласно пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (пункты 3,4 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно части 2  статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу указанного, необоснованно утверждение ТМУП «УК по ЖКХ «Юг» о том, что на него не могут быть возложены функции управляющей организации по причине непроведения собрания собственников многоквартирных домов или конкурса по отбору управляющей организации.

            Ссылка истца на наличие договора № 9 от 17.03.2005г. на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых сетей энергоснабжения между Администрацией г.Тюмени и ОАО «Тюменьэнерго», договора № 08/05-П от 02.03.2005г. на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за техническое обслуживание и ремонт внутридомовых систем энергоснабжения между ОАО «Тюменьэнерго» и ОАО «ТРИЦ» в подтверждение прекращения его обязательств в соответствии с пунктом 7 Распоряжения Администрации города Тюмени от 29.10.2003г № 4743 по заключению договоров энергоснабжения несостоятельна. Указанным распоряжением обязательства на истца по содержанию, техническому обслуживанию и заключению договоров возложены на период до передачи их на техническое обслуживание и эксплуатацию организациям – победителям конкурсов на техническое обслуживание и эксплуатацию муниципального жилищного фонда. Из материалов дела не следует, что данные договоры были заключены с ОАО «Тюменьэнерго» как с победителем конкурса на техническое обслуживание и эксплуатацию муниципального жилищного фонда. Кроме того, предметом договора № 9 от 17.03.2005г. является лишь техническое обслуживание и ремонт систем электроснабжения.

В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному (для собственников жилых помещений) ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе, и освещение помещений общего пользования (подпункт "б" пункта 11 Правил).

Исходя из разъяснения, данного Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, о применении указанного подпункта Правил в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил и с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, освещение помещений общего пользования трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования и обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг.

Плата за освещение помещений общего пользования в состав платы за содержание и ремонт жилых помещений не входит. В связи с указанным, не соответствуют действительности утверждения истца о взимании платежей за освещение мест общего пользования ОАО «Тюменьэнерго» на основании договора № 08/05-П от 02.03.2005г., заключенного с ОСО «ТРИЦ».

В соответствии с п.2.1. договора энергоснабжения № 4622 от 01.01.2006 Энергоснабжающая организация (ОАО «Тюменьэнергосбыт») приняла обязательства поставить Потребителю (ТМУП «УК по ЖКХ «Юг») электрическую энергию и мощность и обеспечить Потребителю оказание услуг по ее передаче Сетевой организации, а Потребитель принять и оплатить эклектическую энергию (мощность) и услуги по ее передаче на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Из пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» следует, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2008 по делу n А46-13839/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также