Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 по делу n А75-6427/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

02 декабря 2008 года

                                             Дело №   А75-6427/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  26 ноября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  02 декабря 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Сидоренко О.А.,

судей  Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Лиопа А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5468/2008) Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.09.2008 по делу №  А75-6427/2008 (судья Кущева Т.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РуссНефть-Бурение»  к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании действий (бездействий),

при участии в судебном заседании  представителей:

от Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – не явился, извещен;

от общества с ограниченной ответственностью «РуссНефть-Бурение» – не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 23.09.2008 по делу № А75-6427/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью «РуссНефть-Бурение»  (далее по тексту – ООО «РуссНефть-Бурение», Общество), признал незаконными действия директора филиала № 1 Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – РО ФСС по ХМАО-Югре, Учреждение), выразившиеся в отказе, отраженном в письме от 20.05.2008 № 02/2307, зачесть выплаты на социальные пособия с применением районным коэффициентом 1,7 за 1 квартал 2008 года.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливается федеральным законодательством. Поскольку, на сегодняшний день такого федерального закона не принято, то в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации продолжают действовать нормативные акты Российской Федерации и акты Союза ССР до введения в действие соответствующих федеральных законов. В настоящее время продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области» (с изменениями от 04.05.1978), которым утвержден районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области.

Кроме того, поскольку заработная плата работникам Общества выплачивается с районным коэффициентом 1,7, то страховые взносы в ФСС РФ исчисляются и уплачиваются с применением коэффициента 1,7, а потому работники Общества имеют право на получение пособия при рождении  ребенка, женщинам, вставшим на учет в  медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, по пособиям на погребение с районным коэффициентом 1,7, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В апелляционной жалобе Учреждение просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

В обоснование апелляционной жалобы Учреждение  ссылается на то, что в данном случае в силу пункта 55 постановления Совета Министров Российской Федерации от 20.03.1991 № 162 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РФСФР», следует применять районный коэффициент, установленный на федеральном уровне для непроизводственных отраслей. Для северной части автономного округа (севернее 60° северной широты) установлен районный коэффициент к заработной плате – 1,5: для южной части автономного округа (южнее 60° северной широты) установлен районный коэффициент к заработной плате – 1,3 (информационное письмо Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.05./19.06.2003 № 1199-16/670-25/5995).

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Учреждение и Общество, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

Общество 10.07.2008 представило в РО ФСС по ХМАО-Югре расчетную ведомость за 1 квартал 2008 года по средствам ФСС РФ. В раздел 1 Ведомости «Расходы на цели обязательного социального страхования» включены суммы расходов Общества на выплату социальных пособий с применением районного коэффициента 1,7.

Отделением Фонда социального страхования в этот раздел внесены коррективы, а именно – выплата вышеуказанных пособий принята с коэффициентом 1,5.

Письмом РО ФСС по ХМАО-Югре от 20.08.2008 исх. № 02/2307 Обществу отказано в принятии к зачету суммы пособия, начисленного с коэффициентом 1,7. В обоснование своих доводов Фонд социального страхования приводит позицию Совета Министров РФ, изложенную в Постановлении от 20.03.1991 № 162 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР» (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.1995 № 884) и Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670-9, Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке».

Общество, не согласившись с действиями Учреждения по уменьшению коэффициента с 1,7 до 1,5, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными указанных действий.

Решением суда первой инстанции требования Общества удовлетворены.

Означенное решение обжалуется Учреждением в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.

Согласно статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу положений статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей.

В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.

Статья 316 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Аналогичная норма содержится в статье 10 Федерального закона от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», согласно частям 1 и 2 которой размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Однако с момента введения в действие Трудового кодекса и указанного Федерального закона и по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе.

Статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

С момента введения в действие Трудового кодекса и указанного Федерального закона и по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Таким образом, исходя из требований статьи 423 Трудового кодекса, а также исходя из вышеуказанных принципов, содержащихся в Конституции Российской Федерации и нормах международного права, суд апелляционной инстанции считает, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению следующие нормативные акты: пункт 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» (с изменениями от 29.10.1992); Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа», согласно которому лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в размере 1,7; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями».

Как правомерно указал суд первой инстанции, в настоящее время продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60° северной широты Тюменской области» (с изменениями от 4 мая 1978 года).

Данным документом на территории Ханты- Мансийского округа для работников указанных отраслей утвержден районный коэффициент 1,7, следовательно, арбитражный суд первой инстанции правомерно применил указанные выше нормы права по аналогии

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 по делу n А81-4302/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также