Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2008 по делу n А81-1209/2008. Решение отменить, дело рассмотреть по правилам рассмотрения в 1 инст.

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

19 ноября 2008 года

                                                 Дело №   А81-1209/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  12 ноября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 ноября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи   Сидоренко О.А.,

судей  Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Лиопа А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4597/2008) общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» на решение  Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2008 по делу   №  А81-1209/2008 (судья И.Д. Канева), принятое по заявлению Администрации муниципального образования поселок Лонгъюган к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным распоряжения от 20.12.2007 года № 782-р,

при участии в  судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» – Данилочкина Т.В. (паспорт серия  4601 № 137827 выдан от 19.07.2001, доверенность № юр/08/86  от 07.02.2008 сроком действия на 3 года);

от Администрации муниципального образования поселок Лонгъюган – не явился, извещен;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу – Данилочкина Т.В. (паспорт серия  4601 № 137827 выдан от 19.07.2001, доверенность № 31от 08.09.2008 сроком действия до 31.12.2008);

УСТАНОВИЛ:

           

Решением от 24.06.2008 по делу № А81-1209/2008 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворил требование администрации муниципального образования поселок Лонгъюган (далее по тексту – администрация) о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту  – Управление, ТУ ФАУФИ по ЯНАО) от 20.12.2007 № 782-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования поселок Лонгъюган».

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (далее по тексту – ООО «Газпром трансгаз Югорск», Общество, податель жалобы) обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение от 24.06.2008 по делу № А81-1209/2008 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При этом Общество указывает на то, что суд принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле – ООО «Газпром трансгаз Югорск». По мнению подателя жалобы, решение создает препятствия для исполнения возложенной на ООО «Газпром трансгаз Югорск» Распоряжением Миниимущества РФ от 08.04.2004 № 1448-р обязанности по передаче объектов в муниципальную собственность, а, следовательно, затрагивает его права и обязанности.

Администрация муниципального образования поселок Лонгъюган в соответствии с представленным суду письменным отзывом считает необходимым решение от 24.06.2008 по делу № А81-1209/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ТУ ФАУФИ по ЯНАО письменный отзыв в суд не представило.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Газпром трансгаз Югорск» поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ТУ ФАУФИ по ЯНАО также поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не  обеспечила, ходатайство об отложении судебного заседания не представлено.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лица, участвующего  в деле и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.  

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле,  рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

ТУ ФАУФИ по ЯНАО на основании части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) издано распоряжение № 782-р от 20.12.2007 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации в собственность муниципального образования поселок Лонгъюган».

Управление распорядилось передать безвозмездно в собственность муниципального образования поселок  Лонгъюган имущество казны Российской Федерации, находящееся на территории муниципального образования, согласно приложению к данному документу.

Пунктом 5 распоряжения оговорено, что в случае, если в трехнедельный срок со дня его поступления акт приема-передачи не будет подписан муниципальным образованием, то он подлежит утверждению Управлением в одностороннем порядке. Распоряжение согласно пункту 7 является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество; право собственности муниципального образования поселок Лонгъюган возникает с момента утверждения акта приема-передачи.

Администрация муниципального образования поселок Лонгъюган письмом от 29.12.2007 № 546  отказалась подписать акты приема-передачи.

11.01.2008 акт утвержден ТУ ФАУФИ по ЯНАО в одностороннем порядке.

Не согласившись с этим, администрация обратилась с заявлением в суд.

Решением от 24.06.2008 по делу № А81-1209/2008 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа распоряжение ТУ ФАУФИ по ЯНАО от 20.12.2007 № 782-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования поселок Лонгъюган» признал недействительным.

При этом суд первой инстанции руководствовался позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суд Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П, определении от 07.12.2006 № 542-0 и определении от 04.12.2007 № 828-О-П.

Из изложенных в Постановлении от 30.06.2006 № 8-П и Определении от 07.12.2006 № 542-О правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что положения части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и – независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества – предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, то есть  при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 828-О-П положения части 11 статьи 154, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

Процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.

Управление, издав оспариваемое распоряжение, не учло волеизъявление органа местного самоуправления, в связи с чем, по мнению суда, подлежит признанию недействительным.

Кроме того, как указал суд первой инстанции, ТУ ФАУФИ по ЯНАО вместе с актом приема-передачи не направило администрации документы, необходимые для решения вопроса о передаче имущества в муниципальную собственность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374.

К тому же, согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственниками квартир в многоквартирных домах, указанных в акте приема-передачи, являются и физические лица, а не только Российская Федерация; а на имущество, находящееся в частной собственности, положения Закон № 122-ФЗ не распространяются.

Вместе с тем, как установил суд апелляционной инстанции и как подтверждается документами, представленными вместе с апелляционной жалобой, суд при принятии своего решения не учел интересы ООО «Газпром трансгаз Югорск», как балансодержателя объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность.

В жалобе ООО «Газпром трансгаз Югорск» указано следующее:

- в соответствии с Указом Президента РФ № 8 от 10.01.1993 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» объекты, указанные в оспариваемом распоряжении, являются муниципальной собственностью;

- 29.12.2007 между администрацией и ООО «Газпром трансгаз Югорск» заключены договоры о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность, подписаны акты приема-передачи имущества, а также акты приема-передачи основных средств;

- согласно пункту 3 протокола совещания по вопросам передачи имущества от ООО «Газпром трансгаз Югорск» в муниципальную собственность от 05.12.2007 Общество с целью предоставления муниципальному образованию Надымский район времени и возможности провести мероприятия, направленные на обеспечение дальнейшей эксплуатации переданных объектов, в 2008 году осуществляет за счет собственных средств обслуживание подлежащих передаче в 2007 году объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и жилищного фонда, расположенных в поселках Заполярный, Правохеттинский, Пангоды, Ягельный, Лонгьюган, Приозерный;

- на основании пункта 2.3 протокола совещания от 19.05.2008 приемка объектов в муниципальную собственность администрации муниципального образования поселок Правохеттинский осуществлена на условиях перечисления администрации со стороны ООО «Газпром трансгаз Югорск» денежных средств в размере 69 431 000 руб. для проведения ремонтных работ; согласно пункту 10 протокола Общество обязуется содержать переданные объекты за счет своих средств до 31.12.2008;

- суд, признав распоряжение от 20.12.2007 № 782-р недействительным, создал неопределенность относительно собственника объектов; при таких обстоятельствах ООО «Газпром трансгаз Югорск» обязано и дальше нести бремя содержания объектов как балансодержатель до передачи их в муниципальную собственность, что противоречит статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации; Общество в рамках подготовки объектов к передаче в муниципальную собственность понесло затраты, в том числе, на капитальный ремонт передаваемых объектов в размере 57 898 819 руб.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции принял решение о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Согласно части 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта по основаниям, предусмотренным в части 4 настоящей статьи, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным настоящим Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

В силу изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, дело подлежит рассмотрению в заседании суда апелляционной инстанции по правилам суда первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 и частью 5 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2008 по делу № А81-1209/2008 отменить.

Перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (628260, Тюменская область, город Югорск, улица Мира, дом 15).

Обязать администрацию муниципального образования поселок Лонгъюган направить обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» копию искового заявления, доказательства направления заявления представить в суд.

Назначить дело к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 12.12.2008 в 11 часов 30 минут, в помещении по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, зал судебных заседаний № 1.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.А. Сидоренко

Судьи

Н.А. Шиндлер

Л.А. Золотова

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2008 по делу n А46-18636/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также