Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2008 по делу n А75-2257/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                 

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

29 октября 2008 года

                                                        Дело №   А75-2257/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2008 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кливера Е.П.

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4260/2008) открытого акционерного общества «Ремонтно-строительное управление» (далее – ОАО «РСУ»; Общество)

на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 02.07.2008 по делу № А75-2257/2008 (судья Дубинина Т.Н.), принятое

по заявлению ОАО «РСУ»

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – МИФНС России № 4 по ХМАО-Югре; Инспекция),

с участием в деле третьего лица – департамента муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска,

о признании недействительным решения от 02.04.2008,

при участии в судебном заседании:

от ОАО «РСУ» − представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;

от МИФНС России № 4 по ХМАО-Югре – представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;

от департамента муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска – представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

 

Муниципальное унитарное предприятие «Ремонтно-строительное управление» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к МИФНС России № 4 по ХМАО-Югре о признании недействительным решения от 02.04.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов.

В ходе рассмотрения арбитражного дела в суде первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации была произведена замена муниципального унитарного предприятия «Ремонтно-строительное управление» на ОАО «РСУ».

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 02.07.2008 в удовлетворении требования Общества отказано.

В качестве правового обоснования принятого решения суд первой инстанции сослался на несоблюдение юридическим лицом положений Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В апелляционной жалобе ОАО «РСУ» просит решение суда от 02.07.2008 по делу № А75-2257/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

МИФНС России № 4 по ХМАО-Югре в письменном отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Департамент муниципальной собственности и градостроительства администрации г. Югорска письменного отзыва на апелляционную жалобу ОАО «РСУ» не представил.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

27.03.2008 в МИФНС России № 4 по ХМАО-Югре был представлен следующий пакет документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования из муниципального унитарного предприятия «Ремонтно-строительное управление» в открытое акционерное общество: заявление формы Р 12001; устав от 17.03.2008; передаточный акт, утвержденный учредителем от 24.03.2008; платежное поручение от 20.03.2008 № 39/10; решение учредителя о реорганизации от 17.03.2008; копия объявления о предстоящей реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» от 26.03.2008 № 12; заявка на публикацию сообщения от 17.03.2008.

02.04.2008 Инспекция, рассмотрев документы, представленные для государственной регистрации юридического лица ОАО «РСУ» при государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования, полученные 27.03.2008 № 136А, приняла решение об отказе в государственной регистрации, в связи с непредставлением доказательств уведомления кредиторов.

Полагая, что решение МИФНС России № 4 по ХМАО-Югре нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.

02.07.2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с абзацем третьим статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае:

- непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов;

- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В статье 14 этого же Закона определен перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В регистрирующий орган представляется, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В заявлении подтверждается, что:

- учредительные документы, созданных путем реорганизации юридических лиц, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;

- сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны;

- передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов;

- все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

На основании изложенных выше правовых норм, суд первой инстанции обоснованно заключил вывод, что законодательно установленными являются требования о достоверности сведений об уведомлении всех кредиторов реорганизуемого лица в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Пунктом 7 статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определено, что унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

В силу пункта 8 статьи 29 упомянутого Закона государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Таким образом, для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган должны представляться доказательства уведомления кредиторов, включая публикации в соответствующих печатных изданиях.

Несоблюдение данных требований является основанием для отказа в государственной регистрации соответствующих изменений по причине непредставления документа (заявления).

Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют, что публикация сообщения о реорганизации муниципального унитарного предприятия «Ремонтно-строительное управление» произведена 26.03.2008, тогда как заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подано в регистрирующий орган 27.03.2008, то есть до истечения срока, предусмотренного пунктами 7, 8 статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении юридическим лицом требования о порядке уведомления кредиторов, составляющей которого является требование о сроке, предоставляемом кредиторам для направления требования реорганизуемому юридическому лицу в силу прямого указания пункта 7 статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Поскольку заявитель не представил в регистрирующий орган доказательств надлежащего уведомления кредиторов о принятом решении о реорганизации, регистрирующий орган обоснованно вынес решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.

Такое требование как предоставление доказательств уведомления кредиторов о реорганизации юридических лиц, является публично-правовым инструментом контроля за выполнением лицами, принявшими решение о реорганизации юридического лица, установленным пунктом 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ссылка Общества на то, что форма заявления Р 12001 не предусматривает получения согласия кредиторов реорганизуемого юридического лица судом отклоняется, так как из смысла требований пунктов 7, 8 статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» вытекает, что уведомление кредиторов должно быть осуществлено с обязательным соблюдением указанного в этих нормах срока. В противном случае уведомление не может быть признано надлежащим.

Указание подателя апелляционной жалобы на то, что права кредиторов не нарушались, поскольку в передаточном акте и в учредительных документов имеется условие о правопреемстве сделано также без учета положений пунктов 7, 8 статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Суд апелляционной инстанции считает необходимым также отметить следующее.

По истечении 30 дней с даты опубликования сообщения о реорганизации муниципального унитарного предприятия «Ремонтно-строительное управление» последнее повторно обратилось в налоговый орган с заявлением о государственной  регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

04.05.2008 Инспекцией было принято решение № 206А-1 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме преобразования муниципального унитарного предприятия «Ремонтно-строительное управление».

Кроме того, 04.05.2008 налоговым органом было вынесено решение № 206А о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования ОАО «РСУ».

Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов ОАО «РСУ» на дату вынесения судом первой инстанции обжалуемого решения.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что, отказав в удовлетворении заявленного Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ОАО «РСУ».

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 02.07.2008 по делу № А75-2257/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Е.П. Кливер

Судьи

Н.Е. Иванова

О.Ю. Рыжиков

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2008 по делу n А75-5410/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также