Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 по делу n А46-14358/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 27 марта 2008 года Дело № А46-14358/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2008 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рыжикова О.Ю. судей Шиндлер Н.А., Сидоренко О.А. при ведении протокола судебного заседания: Лиопа А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-662/2008) инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2007 по делу № А46-14358/2007 (судья Поликарпов Е.В.), по заявлению Государственного унитарного предприятия "Омский завод транспортного машиностроения" к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска о признании недействительными решений № 13967 от 09.11.2007, № 13966 от 09.11.2007 при участии в судебном заседании представителей: от Государственного унитарного предприятия «Омский завод транспортного машиностроения» – не явился, извещен надлежащим образом, от инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска – Крайнюковой Л.П. (удостоверение УР № 338953 действительно до 31.12.2009, доверенность № 12362 от 18.07.2007 сроком на 3 года), УСТАНОВИЛ: решением Арбитражного суда Омской области по делу удовлетворены требования государственного унитарного предприятия «Омский завод транспортного машиностроения» (далее – ГУП «Омсктрансмаш», предприятие) о признании недействительными решений инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска (далее – ИФНС России по ЛАО г.Омска, налоговый орган, инспекция) № 13967 от 09.11.2007, № 13966 от 09.11.2007 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика – организации в банках. Основанием для принятия судебного акта послужило установленное в ходе судебного разбирательства несоответствие решения налогового органа требованиям Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», исключающего возможность принудительного взыскания с расчетного счета должника задолженности по уплате текущих налоговых платежей вне процедуры банкротства. В апелляционной жалобе ИФНС России по ЛАО г.Омска просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Задолженность по налогу, включенная в оспариваемое решение налогового органа, является текущей. Налоговый орган, принимая оспариваемые решения, не имел умысла нарушить законные права кредиторов по внеочередным текущим обязательствам, а также права конкурсных кредиторов. Оспариваемые решения налоговый орган направил предприятию для включения сумм налогов в счет суммы, оставшейся после удовлетворения требований кредиторов. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России по ЛАО г.Омска доводы апелляционной жалобы поддержал. В представленном до судебного заседания отзыве ГУП «Омсктрансмаш» просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа – без удовлетворения. ГУП «Омсктрансмаш», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу заявлено не было, в связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя предприятия. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2005 по делу № К/Э-1555/02 ГУП «Омсктрансмаш» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением от 23.09.2005 конкурсным управляющим утвержден Говоров Б.В. В порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по ЛАО г.Омска направила в адрес предприятия требования по состоянию на 29.10.2007: № 18445 по налогу на добавленную стоимость в сумме 14 233 820 руб.; № 18457 по единому социальному налогу в размере 3 334 657 руб. Указанные задолженности было предложено погасить в срок до 08.11.2007. В связи с неисполнением в установленный срок указанных требований налоговым органом были вынесены решения № 13967 от 09.11.2007, № 13966 от 09.11.2007 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента-организации на счетах в банках в сумме 14233820 руб. и 3334657 руб. соответственно. Не согласившись с вынесенным решением ГУП «Омсктрансмаш» обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями. 27.12.2007 Арбитражным судом Омской области принято оспариваемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. Наряду с существованием в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов в бюджет, установленной статьями 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» урегулированы отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2005 по делу № К/Э-1555/05 ГУП «Омсктрансмаш» признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство. Срок исполнения обязанностей по уплате налогов, в отношении которых вынесены оспариваемые решения наступил после открытия в отношении заявителя конкурсного производства, таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, и не оспаривается сторонами, указанные задолженности являются текущими. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. В статье 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ определена очередность удовлетворения требований кредиторов в рамках конкурсного производства. Однако в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном указанной статьей. Данная норма является специальной относительно положений статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ и определяет порядок погашения обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства. В силу прямого указания данной нормы налоговый орган не вправе осуществлять меры, предусмотренные налоговым законодательством, в том числе статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, по принудительному взысканию задолженности. Вопрос о взыскании с предприятия текущих платежей по налогам, возникших после объявления предприятия банкротом и открытия конкурсного производства, не должен решаться налоговым органом путем взыскания недоимки в бесспорном порядке. Требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, не признаются внеочередными и при наличии спора устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, на что также указано в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве». В соответствии с частью 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. С учетом изложенного, осуществление налоговым органом действий по взысканию обязательных платежей за счет денежных средств налогоплательщика на счете в банке путем вынесения решений № 13967 от 09.11.2007, № 13966 от 09.11.2007 произведено в нарушение вышеуказанных норм специального законодательства и без учета того обстоятельства, что предприятием не были завершены расчеты с конкурсными кредиторами. При данных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у налогового органа законных оснований для вынесения в отношении ГУП «Омсктрансмаш» решений о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, является обоснованным. Доводы налогового органа об отсутствии умысла на принудительное взыскание денежных средств с расчетного счета заявителя, мотивированные не выставлением инкассовых поручений во исполнение обжалуемого решения, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о законности принятых налоговым органом решений о взыскании налога. Не может быть принята во внимание при рассмотрении данного спора и ссылка налогового органа о том, что оспариваемые решения налоговый орган направил предприятию для включения суммы налога в счет суммы, оставшейся после удовлетворения требований кредиторов. Как следует из текста указанных решений, представленных в материалы дела, то они не содержат ни одной ссылки на Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которая позволила бы расценить данное решение как заявление для включения суммы в счет суммы, подлежащей удовлетворению за счет средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований. На основании изложенного и при отсутствии иных доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется, а потому апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит. Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ИФНС России по Ленинскому административному округу г. Омска. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации П О С Т А Н О В И Л: решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2007 по делу № А46-14358/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий О.Ю. Рыжиков Судьи Н.А. Шиндлер О.А. Сидоренко Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 по делу n А81-3737/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|