Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 по делу n   А70-1677/28-2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

24 октября 2008 года

                                                  Дело №   А70-1677/28-2008

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  24 октября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Семеновой Т.П.

судей  Гергель М.В., Шаровой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Кичигиной З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4214/2008) Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 4 на решение Арбитражного суда Тюменской области  от 04 июля 2008 года по делу №  А70-1677/28-2008 (судья Опольская И.А.), принятое по иску Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 4 к Государственному управлению Тюменской области «Тюменское управление лесами»

о взыскании 56 752 руб. 50 коп.,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 4 – Ионов А.А. по дов. От  09.01.2008 по 31.12.2008

от Государственного управления Тюменской области «Тюменское управление лесами»     

– представитель  не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 4 (далее – ГУ - ТРО ФСС РФ в лице филиала № 4) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Государственному управлению Тюменской области «Тюменское управление лесами» (далее – ГУ ТО «Тюменское управление лесами») о взыскании 56 752 руб. 50 коп. в возмещение причиненного вреда.

Решением Арбитражного суда Тюменской области  от 04 июля 2008 года по делу №  А70-1677/28-2008 в удовлетворении исковых требований ГУ-ТРО ФСС РФ в лице филиала № 4 отказано.

Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, ГУ-ТРО ФСС РФ в лице филиала № 4 в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Представитель ГУ ТО «Тюменское управление лесами», надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился.

На основании ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие  ответчика.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.  

В судебном заседании, открытом 14.10.2008, объявлялся  перерыв до 21.10.2008 до 09 час. 40 мин. Определение о перерыве оглашалось  в судебном заседании, а информация о нем  была размещена на официальном сайте суда в сети  «Интернет».

После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.

Рассмотрев материалы дела и апелляционную жалобу, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, считает его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что ГУ - ТРО ФСС РФ в лице филиала № 4 в ходе выездной документарной проверки ГУ ТО «Тюменское управление лесами» за период  с 01.01.2006 по 31.12.2007 установлено, что в нарушение п. 8 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101, п. 1 Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 № 309, одна детская путевка в сумме 12 075 руб. выдана в 2007 году не работающему гражданину  и четыре путевки  (2 путёвки в 2006 году и 2 путёвки в 2007 году) на общую сумму 44 677 руб. 50 коп. выданы работникам для детей, которые не являлись членами их семей (внуки, племянники).

По результатам проверки составлен акт № 36 с/с от 04.02.2008 (л.д.7-11), на основании которого ГУ ТО «Тюменское управление лесами» направлена претензия № 1 от 19.02.2008 (л.д. 12) о перечислении в срок до 29.02.2008 денежных средств в размере 56 752 руб. 50 коп.

Неперечисление в добровольном порядке указанной суммы послужило основанием для обращения ГУ - ТРО ФСС РФ в лице филиала № 4 в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим иском.

В обоснование иска и апелляционной жалобы истец со ссылками на ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного страхования», Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101, Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 № 309, указывает, что средства фонда в размере 56 752 руб. 50 коп., выделенные на оплату путёвок на санаторно-курортное лечение по накладной, использованы ответчиком не по целевому назначению. Самостоятельных расходов ГУ ТО «Тюменское управление лесами» на оплату путёвок не производило. Путевки полностью оплачены за счёт средств социального страхования. По мнению истца, данными действиями ответчика ГУ-ТРО ФСС РФ в лице филиала № 4 причинены убытки в размере 56 752 руб. 50 коп.

При оценке доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Деликтная ответственность по ст. 1064 ГК РФ наступает при наличии состава правонарушения: наличия факта причинения вреда, противоправного поведения причинителя вреда, вины причинителя вреда и наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом.

В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ истец должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.

Между тем, истцом в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ не представлено достаточных доказательств того, что  денежные средства в размере 56 752 руб. 50 коп. являются для него убытками, которые возникли в результате виновных противоправных действий ответчика.

 Доводы истца о том, что ответчик самостоятельных расходов на оплату спорных путёвок не производил, все путевки полностью оплачены за счёт средств социального страхования, выделенных ответчику по накладной, судом апелляционной инстанции отклоняются за недоказанностью.

Из материалов дела не усматривается, что денежные средства в размере 56 752 руб. 50 коп., направленные на оплату спорных путёвок, являлись денежными средствами, выделенными ГУ-ТРО ФСС РФ в лице филиала № 4, а не собственными средствами ГУ ТО «Тюменское управление лесами».

Имеющиеся в материалах дела копии накладных (л.д. 79, 81, 83, 85, 87) заявленные в иске обстоятельства не подтверждают.

Из расчётных ведомостей по средствам фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 и 2007 год (л.д. 65-77), усматривается, что в 2006 году ГУ ТО «Тюменское управление лесами» было приобретено четыре путевки на сумму 65 204 руб. 50 коп. за счёт средств фонда социального страхования, в 2007 году не было приобретено ни одной путевки.

При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что сведения, указанные в расчётной ведомости за 2006, не могут служить доказательством приобретения ГУ ТО «Тюменское управление лесами» трёх путёвок в 2007 году (одной детской путёвки, выданной не работающему гражданину и двух путёвок, выданных для детей, которые не являлись членами семей работником ответчика).

При изложенных обстоятельствах, к ответчику не может быть применена ответственность в порядке ст. 1064 ГК РФ.

Кроме этого, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что законодатель установил специальный механизм возмещения расходов по социальному страхованию, произведенных с нарушением законодательства, путём взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой фондом к зачёту по страховым  взносам.

Субъектами правоотношений по государственному социальному страхованию с одной стороны является страхователь, с другой - страховщик.

В силу п. 2 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается налогоплательщиком на сумму самостоятельно произведенных им расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что ГУ ТО «Тюменское управление лесами» является плательщиком единого социального налога.

Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного страхования» предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. В пункте 18 Положения «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, содержится аналогичная норма.

Таким образом, законодатель установил специальный механизм возмещения расходов по государственному социальному страхованию, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, путем предоставления страховщику права не принимать их к зачету.

При этом полномочия Фонда социального страхования не принимать к зачету расходы на социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства о государственном социальном страховании, основаны на специальном порядке исполнения страховщиком своих обязательств перед застрахованными лицами при наступлении страхового случая, когда страхователем выступает лицо, являющееся плательщиком единого социального налога.

Полномочия Учреждения, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации либо не подтвержденных документами в установленном порядке, заключаются в том, что Фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации части единого социального налога на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.

На основании решения о непринятии к зачету расходов,; произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, отделение (филиал отделения) Фонда социального страхования предлагает страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда и представления в налоговый орган уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу.

 Решения отделения (филиала отделения) Фонда социального страхования, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.

Такое решение в материалы дела не представлено.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» в отношении плательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы.

Пунктом 31 Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004 № 24 «Об утверждении методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам» (действовавшем на момент обращения истца в суд),  предусмотрен судебный порядок возмещения ущерба, понесенного Фондом социального страхования в результате неисполнения страховщиком, применяющим специальный налоговый режим, требования о добровольном возврате средств, использованных не по целевому назначению.

Доказательств применения ответчиком специального налогового режима, предусмотренного разделом VIII.I Налогового кодекса Российской Федерации, истцом в материалы дела не представлено.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно исходил из того, что при неисполнении страхователем решения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно: путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы не принятой Фондом социального страхования к зачету по страховым взносам.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции принял правильное решение, которое не подлежит отмене.  Апелляционная жалоба ГУ-ТРО ФСС РФ в лице филиала № 4 оставляется без удовлетворения.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст.ст. 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Тюменской области  от 04 июля 2008 года по делу № А70-1677/28-2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Т.П. Семенова

Судьи

 

М.В. Гергель

Н.А. Шарова

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 по делу n  А70-1624/5-2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также