Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2008 по делу n А70-3666/15-2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 22 октября 2008 года Дело № А70-3666/15-2008 Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2008 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.Е., судей Рыжикова О.Ю., Кливера Е.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4438/2008) закрытого акционерного общества «Кредит Европа Банк» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.08.2008 по делу № А70-3666/15-2008 (судья Стафеев С.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества «Кредит Европа Банк» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области о признании незаконным и об отмене постановления № А08/40 от 27.05.2008, при участии в судебном заседании представителей: от закрытого акционерного общества «Кредит Европа Банк» – не явился, извещено; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области – не явился, извещено; УСТАНОВИЛ:
Решением от 01.08.2008 по делу А70-3666/15-2008 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требования закрытого акционерного общества «Кредит Европа Банк» (далее – ЗАО «Кредит Европа Банк», общество, Банк, податель жалобы) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Управление, УФАС по Тюменской области, антимонопольный орган) № А08/40 от 27.05.2008 о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства на основании части 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). В обоснование решения суд указал на то, что соглашение от 02.07.2008 не является договором о предоставлении финансовых услуг, поскольку не связано с привлечением и (или) размещением денежных средств; не является соглашение и договором, заключенным в процессе обычной хозяйственной деятельности Банка. В связи с чем ЗАО «Кредит Европа Банк» обязано было уведомить в установленном порядке антимонопольный орган о заключении соглашения от 02.07.2007 о сотрудничестве. ЗАО «Кредит Европа Банк» в апелляционной жалобе просит решение от 01.08.2008 по делу А70-3666/15-2008 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Решение, как указано в жалобе, подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанностью обстоятельств, которые суд счел установленными; несоответствием выводов суда обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права. По мнению общества, необоснованным является вывод суда о том, что соглашение не является договором о предоставлении финансовых услуг. УФАС по Тюменской области письменный отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило. Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие сторон по делу. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства. УФАС по Тюменской области в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 11 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в целях осуществления контроля за экономической концентрацией на рынке финансовых услуг проведена проверка соблюдения финансовыми организациями требований, установленных частью 9 статьи 35 вышеупомянутого закона. В ходе проверки установлено, что 02.07.2007 между Банком и ООО «Дина Плюс» (дилер) заключено соглашение в рамках Программы автокредитования № ТЮМ/ДП/0024 (лист дела 73-75); о достигнутом соглашении антимонопольный орган не уведомлен. 17.04.2008 Комиссия УФАС по Тюменской области приняла решение № K08/21-I (лист дела 60-69), в котором признала, что Банк нарушил требования пункта 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции. Материалы дела направлены уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 19.8 КоАП. 19.05.2008 в отношении ЗАО «Кредит Европа Банк» в присутствии представителя Банка по доверенности № 1102 от 12.05.2008 Толкунова В.Б. (лист дела 97) составлен протокол об административном правонарушении № А08/40 (лист дела 99-100). По результатам рассмотрения протокола и материалов дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановление № A08/40 от 27.05.2008 (лист дела 101-102), согласно которому Банк привлечен к административной ответственности на основании части 4 статьи 19.8 КоАП в виде штрафа в размере 150 000 руб. за непредставление в антимонопольный орган в установленный срок уведомления о совершении сделки. Общество, полагая, что указанное постановление противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления. Решением от 01.08.2008 по делу А70-3666/15-2008 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего. В соответствии с частью 4 статьи 19.8 КоАП непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Согласно части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном законом, за исключением: 1) соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации; 2) соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг; 3) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности. Приведенный перечень исключений является исчерпывающим. Обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения (часть 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции). Судом первой инстанции установлено, что уведомление о заключении соглашения от 02.07.2007 в установленный законом срок в Управление не направлялось (уведомление направлено в антимонопольный орган только в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства). Данное обстоятельство не отрицается и самим Банком, считающим, что характер соглашения не требует обязательного уведомления о его заключении антимонопольного органа. Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда об ошибочности данного мнения. Заключенное между ЗАО «Кредит Европа Банк» и ООО «Дина Плюс» соглашение о сотрудничестве в рамках Программы автокредитования № ТЮМ/ДП/0024 не подпадает ни под одно из исключений, указанных в части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, исходя из следующего. Пункт 1 части 9 статьи 35 упомянутого закона не применим к соглашению от 02.07.2007 в связи с тем, что выяснять долю ЗАО «Кредит Европа Банк» и ООО «Дина Плюс» на товарном рынке не представляется целесообразным, так как эти организации действуют на разных товарных рынках. Не применим к соглашению и пункт 2 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, поскольку оно не является договором о предоставлении финансовых услуг. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Судом первой инстанции установлено, что предметом данного соглашения определено взаимовыгодное сотрудничество сторон по вопросам организации, удовлетворения потребностей физических лиц в приобретении автомобилей, потребительское кредитование физических лиц – клиентов дилера, на оплату стоимости автомобиля (лист дела 73-75). Соглашение непосредственно не предусматривает выдачу кредитов конкретным физическим лицам, а также не предусматривает оказание услуг по зачислению и перечислению денежных средств конкретных лиц, следовательно, не является ни договором кредита, ни договором банковского счета, в связи с чем не может быть отнесен к осуществлению финансовой деятельности (кредитование, привлечение денежных средств). Юридически значимой целью соглашения является не осуществление соответствующей деятельности ЗАО «Кредит Европа Банк» и ООО «Дина Плюс», а увеличение объема продаж товаров (услуг) дилера, повышение лояльности клиентов к дилеру. Таким образом, рассматриваемое соглашение не является договором о предоставлении финансовых услуг. При этом несостоятельным является указание подателя жалобы на то, что суд первой инстанции при анализе характера соглашения не учел статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в соответствии с которой к банковским операциям помимо привлечения и размещения денежных средств относится и осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц. По мнению суда апелляционной инстанции положения статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» не влияют на квалификацию соглашения о сотрудничестве от 02.07.2008. Нельзя отнести соглашение и к договорам, заключаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности (пункт 3 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции). В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, могут относиться, в частности, сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций (например, на приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации их путем розничной продажи). В отношении финансовых организаций к категории сделок, заключаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности (помимо собственно банковских операций) можно отнести такие сделки, как договор финансирования под уступку денежного требования, договор займа, договор поручительства, договор доверительного управления имуществом и тому подобное, а также договоры, связанные с обеспечением функционирования финансовой организации (трудовой договор, договор подряда, договор с рекламным агентом, договор аренды помещения, договоры по оплате коммунальных услуг и канцелярских принадлежностей и тому подобное). Соглашение о сотрудничестве ЗАО «Кредит Европа Банк» и ООО «Дина Плюс» заключено за пределами потребностей юридического лица в обеспечении вопросов, возникающих в процессе текущей хозяйственной деятельности. Таким образом, соглашение от 10.07.2007 не подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 1-3 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, ЗАО «Кредит Европа Банк» обязано было направить уведомление о соглашении в антимонопольный орган в течение 15 дней. Ненаправление уведомления образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.8 КоАП. Судом первой инстанции правомерно указано на наличие вины ЗАО «Кредит Европа Банк» в совершении указанного правонарушения: у Банка имелась возможность по соблюдению требования Закона о защите конкуренции, поскольку он является профессиональным участником деятельности, связанной с оказанием банковских услуг, который должен соблюдать требования антимонопольного законодательства. Таким образом, учитывая наличие состава административного правонарушения, вины Банка, соблюдение антимонопольным органом процедуры привлечения к административной ответственности, основания для признания незаконным оспариваемого постановления отсутствуют. Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, государственная пошлина в размере 1 000 руб., уплаченная ЗАО «Кредит Европа Банк» при подаче апелляционной жалобы платежным поручением № 17142 от 05.08.2008, подлежит возврату как ошибочно уплаченная. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.08.2008 по делу А70-3666/15-2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Возвратить закрытому акционерному обществу «Кредит Европа Банк» (ОГРН 2087711000947), расположенному по адресу: 115054, г.Москва, Павелецкая площадь, дом 2, корпус 2, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб., уплаченную при подаче апелляционной жалобы на основании платежного поручения № 17142 от 05.08.2008. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Н.Е. Иванова Судьи О.Ю. Рыжиков Е.П. Кливер Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2008 по делу n А70-4809/22-2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|