Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по делу n А81-2752/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 октября 2008 года

                                                Дело № А81-2752/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  09 октября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 октября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей  Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания Лиопой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4476/2008) общества с ограниченной ответственностью «Логистик-Сервис» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.08.2008 по делу № А81-2752/2008 (судья Малюшин А.А.),

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Логистик-Сервис»

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу

о признании незаконным и отмене постановления № 151 от 16.07.2008,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Логистик-Сервис» – не явился, извещен;

от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу – не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

 

            Решением от 06.08.2008 по делу № А81-2752/2008 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа отказал в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Логистик-Сервис» (далее – ООО «Логистик-Сервис», общество, податель жалобы) о признании незаконным и отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России № 1 по ЯНАО, налоговый орган) № 151 от 16.07.2008 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В обоснование решения суд указал, что ненадлежащее оформление справок к товарно-транспортным накладным (на справках отсутствовала печать и подпись должностного лица общества) подтверждается материалами проверки; следовательно, у налогового органа были все основания для привлечения ООО «Логистик-Сервис» к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП.

ООО «Логистик-Сервис» в апелляционной жалобе просит отменить решение суда от 06.08.2008 и принять по делу № А81-2752/2008 новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

При этом податель жалобы ссылается на то, что судом не выявлено нарушений обществом требований статьи 12, 16 Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ). Факт ненадлежащего оформления правой части раздела «Б» справки к товарно-транспортной накладной не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции и не образует объективной стороны состава правонарушения, ответственности за которое предусмотрена частью 2 и 3 статьи 14.16 КоАП.

МИФНС России № 1 по ЯНАО согласно представленному в суд письменному отзыву считает необходимым оставить решение от 06.08.2008 по делу № А81-2752/2008 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие об­стоятельства.

02.07.2008 на основании поручения от 02.07.2008 № 272 (лист дела 38) в магазине «Алина», принадлежащем ООО «Логистик-Сервис», расположенном по адресу: г.Лабытнанги, ул.Заполярная, МИФНС России № 1 по ЯНАО проведена проверка соблюдения правил розничной продажи алкогольной продукции.

В ходе проверки установлено, что в справках к товарно-транспортным накладным в разделе «Б» на водку «Артельная «Хлебная» (емк.0,5 л., креп. 40 %), водку «Пшеничная» (емк. 0,5л., креп. 40%), водку «Правильная» (емк. 0,5 л., креп. 40 %) отсутствует подпись и печать должностного лица ООО «Логистик-Сервис».

Согласно акту от 02.07.2008 (лист дела 35-36) налоговым органом сняты с реализации остатки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте.

Результаты проверки отражены в протоколе об административном правонарушении от 03.07.2008 № 000206 (лист дела 30-31), составленном в присутствии директора общества Ким Д.В.

16.07.2008 МИФНС России № 1 по ЯНАО вынесено постановление № 151 (лист дела 32-34), в котором ООО «Логистик-Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Считая постановление незаконным, ООО «Логистик-Сервис» обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

Решением от 06.08.2008 по делу № А81-2752/2008 в удовлетворении заявленного требования судом отказано.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, считает доводы апелляционной жалобы обоснованными, а решение суда первой инстанции – подлежащим отмене, как основанное на неверной трактовке части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП основанием для привлечения к административной ответственности по признакам указанной статьи является нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что отсутствие в момент проверки надлежаще оформленного раздела «Б» справки к товарно-транспортной накладной образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП.

По мнению суда апелляционной инстанции, вывод суда основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 10.2 и пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, к категории которых относится и справка к товарно-транспортной накладной.

Согласно пункту 12 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила продажи) при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.

Пунктом 139 Правил предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь сопроводительные документы, в том числе, товарно-транспортную накладную, копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Согласно материалам дела в момент проверки ООО «Логистик-Сервис» представило справки с товарно-транспортным накладным на водку «Артельная «Хлебная» (емк.0,5 л., креп. 40 %), водку «Пшеничная» (емк. 0,5л., креп. 40%), водку «Правильная» (емк. 0,5 л., креп. 40 %), однако, в разделе «Б» справок отсутствовала печать и подпись должностного лица общества.

Таким образом, ООО «Логистик-Сервис», осуществляя розничную продажу алкогольной продукции, имело документы, удостоверяющие легальность ее производства и оборота.

Один лишь факт ненадлежащего оформления правой части раздела «Б» справки к товарно-транспортной накладной не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции и в связи с этим не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП.

Данная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2008 № 13646/07.

Помимо изложенного необходимо отметить, что налоговый орган, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП, не конкретизировал, какой именно пункт вышеуказанных Правил продажи нарушен в рассматриваемой ситуации.

Из представленного в материалы дела протокола, составленного по факту административного правонарушения, следует лишь то, что действия общества охватываются составом части 3 статьи 14.16 КоАП. В оспариваемом постановлении № 151 налоговый орган указал только на нарушение требований статьи 12, 16 Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Суд апелляционной инстанции считает, что легальность оборота находящейся на реализации алкогольной продукции подтверждена ООО «Логистик-Сервис» соответствующим комплектом документов, а имевшее место нарушение правил заполнения раздела «Б» справки не идентично нарушению, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП, что повлекло принятие незаконного решения, и в соответствии с частью 1, 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены вынесенного судебного акта.

С учетом изложенного, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью «Логистик-Сервис» подлежит удовлетворении, а вынесенное судом первой инстанции решение – отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным постановления № 151 от 16.07.2008.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с апелляционной жалобы не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.08.2008 по делу № А81-2752/2008 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Требование общества с ограниченной ответственностью «Логистик-Сервис» о признании незаконным и отмене постановления № 151 от 16.07.2008 удовлетворить.

Постановление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному № 151 от 16.07.2008 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Логистик-Сервис» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 руб. признать незаконным и отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.А. Золотова

Судьи

О.А. Сидоренко

Н.А. Шиндлер

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по делу n А46-5499/2007. Изменить решение  »
Читайте также