Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008 по делу n А46-10158/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

25 сентября 2008 года

                                                     Дело №   А46-10158/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  18 сентября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 сентября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей  Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания

Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4379/2008) Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 24.07.2008 по делу №  А46-10158/2008 (судья Ваганова Н.А.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений администрации города Омска

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области

о признании незаконным отказа и обязании устранить допущенные нарушения,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области – Вилькин А.Е. по доверенности от 30.06.2007 № 163, действительной до 31.12.2008 (удостоверение ТО № 033413);

от Департамента имущественных отношений администрации города Омска – Стуколова М.С. по доверенности от 31.07.2008 № 04/31327, действительной 1 год (удостоверение № 2286/07 от 19.11.2007, действительно до 15.04.2010);

УСТАНОВИЛ:

Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - департамент имущественных отношений) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее по тексту - Управления Федеральной регистрационной службы, управление) № 103/2007-850 от 24.01.2008 в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости: нежилые помещения, номера на поэтажном плане 11П (1-9), общей площадью 98,3 кв.м, находящиеся на первом этаже жилого дома и пристройки, литера А, А2, расположенных по адресу: город Омск, проспект Маркса, дом 45, а также об обязании Управления Федеральной регистрационной службы произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости: нежилые помещения, номера на поэтажном плане 11П (1-9), общей площадью 98,3 кв.м, находящиеся на первом этаже жилого дома и пристройки, литера А, А2, расположенных по адресу: город Омск, проспект Маркса, дом 45.

Решением от 24.07.2008 по делу №  А46-10158/2008  Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования департамента имущественных отношений.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной регистрационной службы просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных департаментом имущественных отношений требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, правоустанавливающим документом, представленным на государственную регистрацию, является Постановление главы администрации Омской области от 13.12.1993 № 477-п «О передаче в муниципальную собственность г.Омска объектов жилищного, нежилого фонда и инженерной инфраструктуры, находящихся на балансе ПО «Полет», которое должно отвечать императивно установленным требованиям статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и содержать информацию, необходимую для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, по утверждению управления, выписка из реестра не является правоустанавливающим документом, поскольку она лишь подтверждает включение имущества в реестр собственности. В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права возникают на основании определенных юридических фактов, а государственная регистрация прав проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель управления поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.

Департамент имущественных отношений письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил. В устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамент имущественных отношений просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу  – без удовлетворения. 

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

31.07.2007 Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилые помещения, номера на поэтажном плане 11П (1-9), общей площадью 98,30 кв.м, находящиеся на первом этаже жилого дома и пристройки, литера А, А2, расположенных по адресу: город Омск, проспект Маркса, дом 45.

При этом для проведения государственной регистрации заявителем было представлено постановление Главы администрации Омской области от 13.12.1993-М 477-п «О передаче в муниципальную собственность г.Омска объектов жилищного, нежилого фонда и инженерной инфраструктуры, находящихся на балансе ПО «Полет», постановление Главы администрации города Омска от 09.12.1993 № 1111-п «Об утверждении перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность, находящихся в ведении производственного объединения «Полет».

Согласно приложению № 3 к постановлению Главы администрации города Омска от 09.12.1993 № 1111-п «Об утверждении перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность, находящихся в ведении производственного объединения «Полет» по адресу: город Омск, проспект Маркса, дом 45, передавались галантерея магазин № 49 площадью 632,2 кв.м, ресторан «Янтарь» площадью 616,8 кв.м, отделение Промстройбанка Ленинского района площадью 382,5 кв.м. Указанное приложение отсутствует в материалах дела и по существу Управлением Федеральной регистрационной службы не оспаривается.

Письмом от 17.12.2007 № 0902/20213 ГП «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» уведомило о невозможности определить помещения, к которым ранее относились помещения 11П, в связи с чем не представило возможным определить состав помещений, передаваемых в муниципальную собственность на основании постановления Главы администрации города Омска от 09.12.1993 № 1111-п. Данное письмо Управлением Федеральной регистрационной службы в материалы дела не представлено.

Кроме того, при рассмотрении представленных на регистрацию документов регистрирующим органом было установлено, что исходя из технического паспорта нежилого помещения № 11П, составленного ГП «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» по состоянию на 02.04.2007, одноэтажная пристройка под литерой А2, в которой находятся помещения №№ 1-2, возведена в 1993 году, из чего Управление Федеральной регистрационной службы сделало вывод, что указанные помещения являются самовольной постройкой, в связи с чем в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе распоряжаться постройкой.

В связи с изложенным Управлением был сделан вывод о том, что названные выше постановления № 477-п от 13.12.1993 и № 1111-п от 09.12.1993 не содержат сведений о передаваемых в муниципальную собственность нежилых помещениях 11П.

Поскольку у заявителя отсутствовал правоустанавливающий документ на данный объект недвижимости, управлением было отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный выше объект недвижимости.

Посчитав, что отказ управления № 103/2007-850 от 24.01.2008 не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы, департамент имущественных отношений обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

24.07.2008 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Согласно статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, то в государственной регистрации может быть отказано.

Из содержания статей 13, 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что документы, представляемые на государственную регистрацию должны подтверждать в соответствии с законодательством Российской Федерации наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991  № 3020-1  «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономных областей, автономных округов городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В соответствии с Распоряжением президента РФ от 18.03.1992 № 114-рп «Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной к муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» утвержден порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), согласно которому для передачи объектов в муниципальную собственность соответствующий комитет по управлению имуществом разрабатывает перечень объектов. При этом в данный перечень могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности в соответствии с Приложением № 3 к вышеуказанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации. Перечни предоставляются в соответствующий комитет по управлению имуществом области, не исключенных из них комитетом области объекты считаются переданными в муниципальную собственность.

На основании указанных норм были приняты постановление Главы администрации Омской области от 13.12.1993 № 477-п «О передаче в муниципальную собственность г.Омска объектов жилищного, нежилого фонда и инженерной инфраструктуры, находящихся на балансе ПО «Полет», постановление Главы администрации города Омска от 09.12.1993 № 1111-п «Об утверждении перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность, находящихся в ведении производственного объединения «Полет».

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной или муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что департаментом имущественных отношений в управление наряду с другими документами была представлена выписка из Реестра муниципального имущества города Омска от 18.04.2008 (л.д. 12), согласно которой нежилые помещения, литеры А, А2, 11П, номера на поэтажном плане 1 этажа 1-9, общей площадью 98,3 кв.м, расположенные по адресу: проспект К.Маркса, дом 45, на основании постановления главы администрации Омской области от 13.12.1993 № 477-п «О передаче в муниципальную собственность г.Омска объектов жилищного, нежилого фонда и инженерной инфраструктуры, находящейся на балансе ПО «Полет» включены в состав муниципальной казны города Омска.

Также материалах дела имеются ответы Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 10.07.2008 № ТУ-3904, Министерства имущественных отношений Омской области от 24.06.2008 № 0401/4320, согласно которым указанный выше объект недвижимости в составе федерального имущества, в составе объектов собственности Омской области не значится.

Таким образом, нежилые помещения, литеры А, А2, 11П, номера на поэтажном плане 1 этажа 1-9, общей площадью 98,3 кв.м, расположенные по адресу: проспект К.Маркса, дом 45 включены в реестр муниципальной собственности и не значатся в числе федеральной либо государственной собственности Омской области.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления подтвердил, что в ЕГРП за спорными помещениями правообладатели не числятся.

Кроме того, в материалах дела имеется справка ГП «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» № 967 (352234257) от 10.04.2007 (оборотная сторона л.д. 13), согласно которой помещения № 11П, расположенное по адресу: проспект К.Маркса, дом 45 числятся за Муниципальным образованием г. Омск.

Не может быть принята во внимание ссылка управления на письмо ГП «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» от 17.12.2007 № 0902/20213, поскольку в нарушение пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанное письмо управлением в материалы дела не представлено.

В силу изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии у регистрирующего органа оснований, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный выше объект недвижимости,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008 по делу n А75-5264/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также