Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 по делу n А46-12642/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 18 сентября 2008 года Дело № А46-12642/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2008 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Шиндлер Н.А., судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4003/2008) открытого акционерного общества «Российская национальная страховая компания» на решение Арбитражного суда Омской области от 03.07.2008 по делу № А46-12642/2008 (судья Кливер Е.П.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Российская национальная страховая компания» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области о признании незаконным и отмене постановления от 24.03.2008 по делу № АП-09-2008/04, при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «Российская национальная страховая компания» - Гурьянова А.В. (доверенность № 106 от 01.01.2008 действительна до 31.12.2008); от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области – Лаптева А.С. (доверенность от 23.06.2008 выдана до 31.12.2008); УСТАНОВИЛ:
Решением от 03.07.2008 по делу А46-12642/2008 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требования открытого акционерного общества «Российская национальная страховая компания» (далее – ОАО «Рострах», общество, страховая компания, податель жалобы) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Управление, УФАС по Омской области, антимонопольный орган) от 24.03.2008 по делу № АП-09-2008/04 о назначении административного наказания на основании части 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование решения суд указал на то, что соглашение о сотрудничестве от 10.07.2007 между ЗАО «Банк Сибирь» и ОАО «Российская национальная страховая компания» не является ни соглашением о предоставлении финансовых услуг, ни относится к категории сделок, заключаемым финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности и не относится к соглашениями между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации. В связи с чем суд пришел к выводу о наличии у ОАО «Рострах» обязанности уведомить в установленном порядке антимонопольный орган о совершении рассматриваемой сделки. ОАО «Рострах» в апелляционной жалобе просит решение от 03.07.2008 по делу А46-12642/2008 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы ссылается на то, что соглашение подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 1-3 части 9 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). То есть, по мнению общества, направление уведомления о заключении соглашения для ОАО «Росстрах» не являлось обязательным, что исключает административную ответственность за нарушение срока его направления. УФАС по Омской области согласно представленному в суд письменному отзыву считает необходимым решение от 03.07.2008 по делу А46-12642/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО «Российская национальная страховая компания» поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, представитель УФАС по Омской области поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства. В УФАС по Омской области 15.02.2008 поступило уведомление о соглашении финансовой организации (лист дела 24), согласно которому ОАО «Росстрах» 10.07.2007 заключено соглашение о сотрудничестве с ЗАО «Банк Сибирь» (далее - соглашение). В ходе проведения анализа полученного уведомления антимонопольным органом установлено, что обществом нарушены требования части 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции, что выразилось в представлении уведомления с пропуском установленного 15-дневного срока. Определением от 18.02.2008 в отношении ОАО «Росстрах» возбуждено дело об административном правонарушении № АП-09-2008/04. 06.03.2008 антимонопольным органом составлен протокол об административном правонарушении (лист дела 13-17), ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 19.8 КоАП. 21.03.2008 заместителем руководителя УФАС по Омской области вынесено постановление по делу № АП-09-2008/04 (лист дела 7-10) о назначении ОАО «Росстрах» административного наказания на основании части 4 статьи 19.8 КоАП в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. Общество, полагая, что указанное постановление противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления. Решением от 03.07.2008 по делу А46-12642/2008 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего. В соответствии с частью 4 статьи 19.8 КоАП непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Согласно части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном законом, за исключением: 1) соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации; 2) соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг; 3) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности. Приведенный перечень исключений является исчерпывающим. Обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения (часть 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции). Судом первой инстанции установлено, что уведомление о соглашении было направлено в антимонопольный орган с пропуском 15-дневного срока. Данное обстоятельство не отрицается и самим обществом, однако, оно считает, что заключенное соглашение подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 1-3 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, то есть, направление уведомления для ОАО «Росстрах» не являлось обязательным. Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда об ошибочности указанного мнения общества. Заключенное ОАО «Росстрах» с ЗАО «Банк Сибирь» соглашение не подпадает ни под одно из исключений, указанных в части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, исходя из следующего. 1. Пункт 1 части 9 статьи 35 упомянутого закона не применим к соглашению от 10.07.2007, в связи с тем, что выяснять долю банка и страховой компании на товарном рынке не представляется целесообразным, так как эти организации действуют на разных товарных рынках. При этом несостоятелен довод подателя жалобы о том, что указанная позиция основана на анализе Письма ФАС РФ от 29.12.2007 № ИА/26443 «О порядке рассмотрения соглашений», а не на нормах антимонопольного законодательства. Данное письмо действительно не относится к категории нормативных актов, подлежащих обязательному применению, оно носит рекомендательный характер. Однако, вышеизложенная позиция следует из буквального смысла пункта 1 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции. Нормативы для определения доли финансовых организаций на товарном рынке установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2007 № 334 «Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) и совокупной доли финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2007 № 335 «Об установлении величин активов кредитных организаций и совокупной доли кредитных организации на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля». Нормативы определены отдельно для финансовых и кредитных организаций. Из чего можно прийти к выводу, что в данном случае подразумевается определение совокупной доли на товарном рынке только между кредитными или только между финансовыми организациями, то есть, между организациями, осуществляющими один и тот же вид деятельности. 2. Не применим к соглашению и пункт 2 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, поскольку оно не является договором о предоставлении финансовых услуг. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Судом первой инстанции установлено, что предметом данного соглашения определено взаимовыгодное сотрудничество сторон в страховой и банковской деятельности по следующим вопросам: содействие Банка в страховании имущества и жизни своих клиентов через собственную сеть Страховщика; страхование заложенного имущества клиентами Банка при условии предложения Страховщиком конкурентных условий по страхованию; размещение в ценные бумаги и на депозитные счета Банка денежных средств (лист дела 20-22). При этом суд верно отметил, что юридически значимой целью договора является не осуществление соответствующей деятельности ОАО «Росстрах» и ЗАО «Банк Сибирь», а расширение (распространение на определенный рыночный сегмент) сферы деятельности Страховщика и Банка, причем на различных товарных рынках. Таким образом, рассматриваемое соглашение не является договором о предоставлении финансовых услуг. 3. Нельзя отнести соглашение и к договорам, заключаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности (пункт 3 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции). В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, могут относиться, в частности, сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций (например, на приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации их путем розничной продажи). Как правильно отметил суд первой инстанции, в отношении финансовых организаций к категории сделок, заключаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности (помимо собственно банковских операций) можно отнести такие сделки, как договор финансирования под уступку денежного требования, договор займа, договор поручительства, договор доверительного управления имуществом и тому подобное, а также договоры, связанные с обеспечением функционирования финансовой организации (трудовой договор, договор подряда, договор с рекламным агентом, договор аренды помещения, договоры по оплате коммунальных услуг и канцелярских принадлежностей и тому подобное). Соглашение о сотрудничестве ОАО «Рострах» и ЗАО «Банк Сибирь» заключено за пределами потребностей юридического лица в обеспечении вопросов, возникающих в процессе текущей хозяйственной деятельности. Таким образом, соглашение от 10.07.2007 не подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 1-3 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, то есть, ОАО «Росстрах» обязано было направить уведомление о соглашении в антимонопольный орган в течение 15 дней. Наарвление уведомления с пропуском указананного срок образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.8 КоАП. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены решения от 03.07.2008 по делу № А46-12642/2008 не имеется. Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда от 03.07.2008 по делу А46-12642/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Н.А. Шиндлер Судьи Л.А. Золотова О.А. Сидоренко Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 по делу n А46-9107/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|