Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по делу n А46-8838/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

12 сентября 2008 года

                                  Дело №   А46-8838/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  09 сентября 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  12 сентября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Гергель М.В.,

судей  Зиновьевой Т.А., Шаровой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Карпущенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3488/2008) Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 28 мая 2008 года, принятое по делу № А46-8838/2008 (судья Т.А. Ваганова) по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска  к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области о признании отказа от 22.02.2008 № 04/6632 незаконным, обязании УФРС по Омской области зарегистрировать право собственности,

при участии в судебном заседании представителей: от Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска – не явился, извещен,

от Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области – Зинякова А.С. по доверенности № 159 от 30.06.2008, сроком по 31.12.2008, удостоверение ТО № 011798, действ. до 28.02.2010

УСТАНОВИЛ:

 

Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании отказа от 22.02.2008 №04/6632 Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области регистрации права собственности за муниципальным образованием города Омска на объект недвижимости: многоквартирный жилой дом (общежитие), расположенный по адресу: г. Омск, территория ТПК, д. 7, а также об обязании Управления Федеральной регистрационной службы (сокращенное наименование – УФРС по Омской области) зарегистрировать право собственности за муниципальным образованием город Омск на указанный объект недвижимости.

Требования предъявлены со ссылками на нормы ст.ст. 5, 20 Федерального закона от 21.07.1998 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), п. 5 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Решением Арбитражного суда Омской области от 28 мая 2008 года по делу №А46-8838/2008 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы Департамент имущественных отношений Администрации города Омска ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а именно, статьи 17 Закона о регистрации. Абзац 8 статьи 17 Закона о регистрации предусматривает в качестве основания для регистрации права – иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действующим в месте передачи на момент ее совершения. В данном случае статью 132 Закона о банкротстве и акт приема–передачи в муниципальную собственность города Омска недвижимого имущества от 05.12.2007 необходимо рассматривать в совокупности  в качестве основания для государственной регистрации.

Также заявитель считает, что ссылка УФРС по Омской области на необходимость представления  решения полномочного органа о принятии многоквартирного жилого дома в порядке, предусмотренном Решением Омского Городского Совета № 20 от 13.06.2007 «Об управлении муниципальной собственностью города Омска», противоречит положениям статьи 132 Закона о банкротстве.

Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, надлежащим образом извещенный о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба департамента имущественных отношений Администрации города Омска рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителя заявителя.

В судебном заседании представитель УФРС по Омской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения пояснив, что Федеральным законом РФ от 26.10.2006 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не только не предусмотрен особый порядок государственной регистрации права собственности, но и не предусмотрена обязанность Управления зарегистрировать право муниципальной собственности без законных оснований. Акт приема-передачи в муниципальную собственность г. Омска недвижимого имущества от 05.12.2007 года не может являться основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, так как по существу по нему передается само имущество, а не права на него.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя УФРС по Омской области, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела  и установлено судом первой инстанции решением Арбитражного суда Омской области от 24.10.2006 по делу №К/Э-329/05 Сельскохозяйственный производственный кооператив «Тепличный» признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Буделев A.M.

В ходе конкурсного производства при проведении инвентаризации конкурсным управляющим было выявлено недвижимое имущество - многоквартирный жилой дом (общежитие), расположенный по адресу: город Омск, территория ТПК, дом 7.

Конкурсный управляющий, руководствуясь пунктом 5 статьи 132 Закона о банкротстве, направил в Администрацию города Омска письмо с просьбой принять в собственность муниципального образования жилищный фонд, в том числе указанный жилой дом.

05.12.2007 подписан акт приема-передачи в муниципальную собственность города Омска недвижимого имущества согласно приложению к акту.

Департамент имущественных отношений обратился в УФРС по Омской области с заявлением о регистрации за муниципальным образованием возникновения права собственности на недвижимое имущество, указывая в качестве основания для регистрации статью 132 Закона о банкротстве.

В регистрирующий орган были представлены: доверенность представителя заявителя, акт приема-передачи объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность города Омска от 05.12.2007, письмо Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 22.11.2007 № ТУ-8534, письмо Министерства имущественных отношений Омской области от 29.11.2007 № 04-01/9185, справку о принадлежности объекта недвижимости от 02.10.2007 № 1033.

Рассмотрев представленные документы, УФРС по Омской области 14.01.2008 приостановило государственную регистрацию в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации, предложив заявителю представить дополнительные документы, необходимые для государственной регистрации права.

Дополнительные документы заявителем представлены не были.

22.02.2008 УФРС по Омской области отказало в регистрации права муниципальной собственности на основании абз.10 пункта 1 статьи 20 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ссылаясь на несоответствие представленных на регистрацию документов статье 18 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно:

-отсутствие документов, устанавливающих наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество;

-непредставление решения полномочного органа о принятии многоквартирного жилого дома в порядке, предусмотренном Решением Омского городского Совета №20 от 13.06.2007 «Об управлении муниципальной собственностью города Омска».

Обращаясь с настоящим заявлением, Департамент имущественных отношений указал, что исполняет обязанность, определенную Законом о банкротстве. Недвижимое имущество принято в муниципальную собственность в силу прямого указания закона и соблюдение порядка, предусмотренного вышеназванным Решением Омского городского Совета не обязательно, представленный на регистрацию акт-приема передачи имущества является основанием для регистрации прав.

Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного решения.

Департамент имущественных отношений полагает, что представленный им на регистрацию акт передачи является актом, указанным в абзаце 8 пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации и соответственно у регистрирующего органа не было законных оснований для отказа в регистрации права, учитывая положения статьи 132 Закона о банкротстве.

Данные доводы подателя жалобы являются необоснованными.

Порядок государственной регистрации прав и основания для государственной регистрации прав установлены в статье 13, 17  Закона о регистрации.

Суд правомерно указал, что в статье 17 Закона о регистрации  отсутствует такое основание для регистрации права как статья закона. Согласно п.п. 4  части 1 статьи 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданские права могут возникнуть по основаниям, допускаемым законом. Основания приобретения права собственности также указаны в статье 218 Гражданского Кодекса  Российской Федерации.

При этом, муниципальное образование не освобождено от обязанности представить на регистрацию прав документы, указанные в статье 17 и отвечающие требованиям статьи 18 Закона о регистрации.

Согласно абзацам 1 и 8 пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.

Документы, указанные в пункте 1 статьи 17 должны отвечать требованиям статьи 18 Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Данные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Пункт 18 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 года №219 в качестве обязательных сведений о правообладателе в отношении муниципального образования называет полное наименование муниципального образования согласно его уставу. В правоустанавливающем документе должен быть индивидуализирован и субъект права и его объект.

При этом в акте приема-передачи от 05.12.2007 указано, что конкурсный управляющий Ордена «Знак Почета» СПК «Тепличный» передает в муниципальную собственность города Омска недвижимое имущество согласно приложению к настоящему акту.

Между тем приложение, позволяющее идентифицировать переданный объект, отсутствует, в акте описания передаваемого объекта нет.

Кроме того, по содержанию, представленный на регистрацию акт является актом передачи имущества, а не документом (указанным в абзаце 8 статьи 17) передачи прав на объект недвижимости: многоквартирный жилой дом (общежитие), расположенный по адресу: г. Омск, территория ТПК, д. 7.

В силу статьи 132 Закона о банкротстве жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные путем проведения торгов в форме конкурса, т.е. в порядке, предусмотренном пунктом 4 названной статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5 данной статьи).

Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что указанная выше норма права устанавливает обязанность компетентных органов муниципального самоуправления принять объекты недвижимости, но не устанавливает особый порядок регистрации перехода права муниципальному образованию, либо обязанность регистрирующего органа зарегистрировать право собственности на принятые объекты без приложения заявителем документов, указанных в статье 17 Закона о регистрации и соблюдения Закона о регистрации.

Кроме того, Закон о банкротстве не устанавливает порядок принятия в муниципальную собственность жилищного фонда должника.

Следовательно, при принятии недвижимого имущества в собственность муниципального образования необходимо руководствоваться порядком  управления установленным  муниципальным  образованием.

Довод подателя жалобы в обоснование незаконности действий регистрирующего органа, о принятии муниципальным образованием жилищного фонда без дополнительных условий, в том числе и решения полномочного органа, не свидетельствует о незаконности отказа регистрирующего органа.

Из анализа статьи 132 Закона о банкротстве следует, что обязанность принять жилищный фонд должника без дополнительных условий установлена для муниципального образования. Под дополнительными условиями в данном случае, Закон о банкротстве не подразумевает упрощение предусмотренного законом порядка регистрации права собственности муниципального образования.

В соответствии с требованиями, изложенными в абзаце 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации,  в государственной регистрации может быть отказано, в случае, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал отказ УФРС по Омской области в государственной регистрации права муниципальной собственности законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции рассмотрев апелляционную жалобу, не установил нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Омской области от 28 мая 2008 года по делу №А46-8838/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

М.В. Гергель

Судьи

Т.А. Зиновьева

Н.А. Шарова

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по делу n А46-11872/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также