Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу n   А70-1429/32-2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

02 сентября 2008 года

                                                  Дело №   А70-1429/32-2008

Резолютивная часть постановления объявлена  26 августа 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  02 сентября 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Ильницкой Д.В.

судей  Рябухиной Н.А., Литвинцевой Л.Р.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Павловской Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3403/2008) открытого акционерного общества «Тюменский расчетно-информационный центр» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.05.2008 по делу №  А70-1429/32-2008 (судья Макаров С.Л.), принятое по иску первого заместителя прокурора Тюменской области к Администрации города Тобольска, открытому акционерному обществу «Тюменский расчетно-информационный центр» о признании недействительным муниципального контракта № 12-ЮР от 01.01.2008,

 

при участии в судебном заседании представителей: 

от прокурора Тюменской области – Марченко Т.В., удостоверение № 119756, поручение № 8-14-08 от 25.07.2008;

от Администрации города Тобольска – не явились;

от открытого акционерного общества «Тюменский расчетно-информационный центр» - не явились;

УСТАНОВИЛ:

 

Первый заместитель прокурора Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Администрации города Тобольска и открытому акционерному обществу «Тюменский расчетно-информационный центр» (сокращенное наименование - ОАО «ТРИЦ») о признании недействительным (ничтожным) муниципального контракта № 12-Юр от 01.01.2008 на оказание услуг по арифметическому расчету размера субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2008 году, заключенного между ответчиками.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.05.2008 по делу № А70-1429/32-2008 иск прокурора удовлетворен, муниципальный контракт № 12-Юр от 01.01.2008 на оказание услуг по арифметическому расчету размера субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2008 году, заключенный между Администрацией города Тобольска и ОАО «ТРИЦ», признан недействительным.

Этим же решением с ответчиков в доход федерального бюджета судом взыскано по 1000руб. 00коп. государственной пошлины.

Не соглашаясь с решением суда, ОАО «ТРИЦ» в апелляционной жалобе просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

В письменном отзыве по делу первый заместитель прокурора Тюменской области просит оставить обжалуемое решение без изменения.

Представители ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст.ст. 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в их отсутствие.

Представитель прокурора в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, а также выслушав представителя прокурора, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение законно и не подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, 01.01.2008 по итогам проведения Администрацией города Тобольска конкурса по размещению заказов для муниципальных нужд между Администрацией города Тобольска и ОАО «ТРИЦ» заключен муниципальный контракт № 12-Юр, по которому ОАО «ТРИЦ» обязалось оказывать услуги по арифметическому расчету суммы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2008 году в соответствии с Порядком определения размера субсидий, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, за исключением следующих работ: по принятию решения о предоставлении субсидий; по принятию решения об отказе в предоставлении субсидий, о прекращении предоставления субсидий; перечисления гражданам субсидий; видов работ, предусмотренных п.п. 11, 21, 45, 49 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных вышеназванным постановлением (п.1.1.).

По условиям муниципального контракта № 12-Юр от 01.01.2008 ОАО «ТРИЦ» обязалось обеспечить прием и регистрацию граждан по вопросу предоставления субсидий; возвратить заявителю после проверки представленные им документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением, при необходимости изготовив их копии; обеспечить наличие апробированного программного комплекса, необходимого для внесения данных, необходимых для предоставления субсидий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 для служб субсидий, и вносить в программный комплекс данные, необходимые для расчета размера субсидий и для принятия заказчиком решения о предоставлении либо в отказе в предоставлении субсидий; формировать в отношении каждого заявителя дело; по окончании действия контракта  в течение 3 дней передать документы по акту приема-передачи на хранение заказчику; произвести арифметический расчет размера субсидий в течение 10 дней с даты получения документов, предусмотренных п.п. 8, 9 Правил; в письменном виде в течение 2 рабочих дней с момента получения от заказчика соответствующих писем доводить до сведения заявителю решение заказчика о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, о приостановке перечисления или о прекращении предоставления субсидии; ежемесячно в срок не позднее 27 числа каждого месяца производить арифметический расчет размера субсидий за текущий месяц и в сроки, обусловленные контрактом, предоставлять заказчику документы, предусмотренные п.п. 2.1.14, 2.1.15 контракта; производить арифметический перерасчет размеров субсидий; предоставлять по требованию гражданина расчетные данные по арифметическому расчету размера субсидии и разъяснение по механизму их расчета; ежемесячно формировать, печатать и предоставлять заказчику реестры по гражданам для перечисления субсидий; предоставлять заказчику сведения о фактически перечисленных кредитной организацией гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и т.д.

Считая, что условия муниципального контракта № 12-Юр от 01.01.2008 противоречат действующему законодательству, первый заместитель прокурора Тюменской области обратился в арбитражный суд с иском о признании его недействительным.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции указал, что названный контракт заключен с нарушением требований ст. 120 ГК РФ, ст. 159 ЖК РФ, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», п.п. 7, 8, 42 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 761 от 14.12.2005.

Данный вывод суда первой инстанции является обоснованным.

В силу ч. 3 ст. 159 ЖК РФ субсидии гражданам, указанным в ч. 2 названной статьи, предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 ЖК РФ).

В соответствии с п. 7 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 761 от 14.12.2005, решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями, а в отношении лиц, указанных в п. 51 Правил, - федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (далее – уполномоченные органы).

Согласно п. 8 названных Правил для получения субсидий граждане, указанные в п. 3 Правил, и члены их семей, указанные в п. 5 Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов.

В силу п. 42 Правил принятие решений о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, расчет размера субсидии и направление (вручение) соответствующего решения заявителю осуществляется уполномоченным органом.

Как правильно указано судом в обжалуемом решении, размер субсидий рассчитывается по определенным математическим формулам, иного способа расчета размера субсидий, кроме арифметического, законодательством не предусмотрено.

Из содержания п. 42 Правил следует, что расчет субсидии, а следовательно, и совершение соответствующих арифметических действий, относится к компетенции уполномоченного органа.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Передача органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов о предоставлении гражданам субсидий иным организациям, кроме муниципальных учреждений, действующим законодательством не предусмотрена.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанцией, исполнителем по оспариваемому контракту является не муниципальное учреждение, а коммерческая организация - ОАО «ТРИЦ».

При таких обстоятельствах передача полномочий по расчету субсидий ответчику – ОАО «ТРИЦ» на основании муниципального контракта № 12-Юр от 01.01.2008 произведена в нарушение требований действующего законодательства.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что муниципальный контракт № 12-Юр от 01.01.2008 представляет собой лишь гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг, поскольку решение о предоставлении субсидий либо об отказе в их предоставлении принимается Администрацией города Тобольска, которой ОАО «ТРИЦ» направляет реестры с указанием рассчитанных сумм, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как при рассмотрении дела установлено, что муниципальным контрактом № 12-Юр от 01.01.2008 предусмотрено осуществление коммерческой организацией функций органа местного самоуправления по предоставлению субсидий (в частности, по расчету субсидий).

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение о признании муниципального контракта № 12-Юр от 01.01.2008 недействительным принято судом в результате правильного применения норм материального права при отсутствии нарушений норм процессуального права и не подлежит отмене.

Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на ОАО «ТРИЦ» по правилам ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.05.2008 по делу № А70-1429/32-2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Д.В. Ильницкая

Судьи

Н.А. Рябухина

Л.Р. Литвинцева

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу n А75-1721/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также