Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу n А75-1903/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 августа 2008 года

                                              Дело №   А75-1903/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  19 августа 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 августа 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Ивановой Н.Е.,

судей  Шиндлер Н.А., Кливера Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тайченачевым П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3181/2008) индивидуального предпринимателя Овсянниковой Лейлы Мугтабаровны на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 15.05.2008 по делу № А75-1903/2008 (судья Кущева Т.П.),

принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Овсянниковой Лейлы Мугтабаровны

к Администрации города Сургута

о признании незаконным распоряжения № 2674 от 05.12.2007,

при участии в судебном заседании представителей: 

от индивидуального предпринимателя Овсянниковой Лейлы Мугтабаровны – Мамедов Ровшан Мустафа оглы (незаверенная копия доверенности № 1-5630 от 03.07.2008 сроком действия 3 года) – не допущен в связи с неподтверждением полномочий;

от Администрации города Сургута – не явился,  извещен;

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 15.05.2008 по делу № А75-1903/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Овсянниковой Лейлы Мугтабаровны (далее по тексту – ИП Овсянникова Л.М., предприниматель, податель жалобы) о признании незаконным распоряжения № 2674 от 05.12.2007 «Об отмене распоряжения Администрации города от 02.07.2007 № 1312 «О заключении договора аренды земельного участка с индивидуальным предпринимателем Овсянниковой Л.М.».

В обоснование решения суд указал на следующие обстоятельства: решение комиссии по выбору земельных участков при Администрации г.Сургута от 08.10.2002 не может служить основанием для предоставления и заключения договора аренды земельного участка; в соответствии с Порядком подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков на территории города Сургута от 03.12.2002  № 317 предоставление земельных участков под размещение движимых объектов должно было осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Согласно Уставу городского округа город Сургут Администрация города осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своих полномочий. Однако, решение о предоставлении предпринимателю земельного участка под павильон «Цветы» Администрацией города Сургута не принималось.

Кроме того, Администрацией города Сургута принято решение о заключении с ИП Овсянниковой Л.М. договора аренды земельного участка сроком на 4 года 11 месяцев 29 дней, хотя максимальный срок – 4 года 11 месяцев.

ИП Овсянникова Л.М. в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. При этом податель жалобы ссылается на следующие моменты:

судом не учтено, что заявка о предоставлении земельного участка была подана до вступления в силу «Правил застройки и землепользования на территории г.Сургута», утвержденных решением городской Думы от 28.06.2005 № 475-Ш ГД; оформление всех документов по рассмотрению заявок должно происходить в соответствии и в порядке, определенном постановлением Мэра г.Сургута от 03.12.2002 г. № 317;

судом не учтено, что на момент подачи заявки и согласования предоставления земельного участка действовали нормы постановления Мэра г.Сургута от 03.12.2002 № 317; постановлением Мэра г.Сургута от 03.12.2002  № 317 не предусмотрено предоставление земельных участков на основании проведенных торгов в форме конкурса;

вопреки утверждению суда в результате проведенных согласований Администрацией г.Сургута был утвержден акт о выборе земельного участка № 81/04 от 18.04.2004;

неверно утверждение о том, что решения о предоставлении предпринимателю земельного участка администрацией города не принималось, поскольку распоряжением Администрации г.Сургута от 23.11.2006 № 2290 утвержден проект границ земельного участка под павильон «Цветы», где в пункте 2 говорится о предоставлении предпринимателю земельного участка.

Администрация г.Сургута письменный отзыв на апелляционную жалобу в суд не представила.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие сторон по делу.

Суд апелляционной инстанции, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

17.07.2001 ИП Овсянникова Л.М. обратилась в Администрацию г. Сургута с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения киоска в районе улицы Магистральной.

Комиссией по выбору земельных участков 08.10.2002 принято решение об установлении киоска ИП Овсянниковой Л.М. («Цветы») после окончания работ по реконструкции улицы 4 «А» (протокол № 18 – лист дела 32-33). Кроме того, было уточнено, что после окончания работ Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Сургута рассмотреть и предложить места для размещения специализированных киосков.

Предварительное место размещения объекта согласовано (акт о выборе земельного участка № 82/04 от 18.04.2004 – лист дела 35) с Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Сургута; Территориальным отделом № 3 управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ХМАО - Югре; Центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора г. Сургута; ОГПН по г.Сургуту при ГУ ГоиЧС ХМАО; Федеральной службой по надзору в сфере природопользования; ФГУП «ЗапСибЗНИИЭП».

23.11.2006 Администрацией г.Сургута вынесено распоряжение № 2290 «Об утверждении проекта границ» (лист дела 26), согласно которому, помимо утверждения границ, Департаменту имущественных и земельных отношений следовало осуществить предоставление предпринимателю земельного участка в соответствии с материалами межевания.

02.07.2007 Администрацией г.Сургута вынесено распоряжение № 1312 «О заключении договора аренды земельного участка с индивидуальным предпринимателем Овсянниковой Л.М.» (лист дела 10-11) на 4 года 11 месяцев 29 дней.

03.08.2007 Департаментом архитектуры и градостроительства предпринимателю выдано разрешение на установку (монтаж) торгового павильона «Цветы» по адресу: г.Сургут, квартал «А», ул. Магистральная (лист дела 28).

Договор аренды земельного участка № 389 (лист дела 13-20) заключен ИП Овсянниковой Л.М. с Администрацией г.Сургута 04.09.2007 на срок с 02.07.2007 по 29.06.2012.

На основании протеста прокурора от 21.11.2007 № 1/12038-07 (лист дела 54-56) распоряжение № 1312 от 02.07.2007 отменено распоряжением № 2674 от 05.12.2007 «Об отмене распоряжения Администрации города от 02.07.2007 № 1312 «О заключении договора аренды земельного участка с индивидуальным предпринимателем Овсянниковой Л.М.» (лист дела 57).

ИП Овсянникова Л.М., полагая, что распоряжение № 2674 от 05.12.2007 является незаконным и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Решением от 15.05.2008 по делу № А75-1903/2008 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленного требования.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, который незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть признан судом недействительным.

В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Полномочия Администрации города Сургута в сфере управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, земельными ресурсами городского округа определены в статье 39 Устава городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа. Подпунктом 29 пункта 1 этой статьи определено, что администрация до разграничения государственной собственности на землю осуществляет распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, в пределах своих полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

ИП Овсянниковой Л.М. заявление о предоставлении земельного участка для размещения киоска в районе улицы Магистральной подано 17.07.2001. В тот момент действовал Регламент оформления и согласования документов при изъятии и предоставлении земельных участков на территории города Сургута, утвержденный Постановлением Мэра г.Сургута от 02.02.2001 № 18.

Регламентом был урегулирован порядок предоставления земельных участков для размещения архитектурных объектов малых форм, согласно пункту 5.1 которого юридические и физические лица, заинтересованные в размещении объекта (киоска, павильона, остановочного комплекса), обращаются с заявлением в комиссию по комплексному размещению внутриквартальных объектов, рациональному использованию нежилых помещений в жилых домах, изменению назначения помещений в жилищном фонде, перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах, пристройке балконов (далее - комиссия).

В решении комиссии о размещении объекта должны быть указаны условия размещения объекта (срок, тип, внешнее оформление и др.). При положительном решении вопроса о размещении объекта Департамент архитектуры и градостроительства в семидневный срок оформляет акт выбора земельного участка в соответствии с пунктом 5.5 и направляет его в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству в десятидневный срок готовит проект распоряжения Мэра города об утверждении акта выбора и предоставлении земельного участка в аренду, а также проект договора аренды земельного участка. Договор аренды земельного участка заключается в соответствии с решением комиссии и соответствующим распоряжением Мэра города (пункт 5.2, 5.4, 5.6 Регламента).

08.10.2002 комиссией по выбору земельных участков принято решение об установлении киоска ИП Овсянниковой Л.М. («Цветы») после окончания работ по реконструкции улицы 4 «А» (см. протокол № 18 – лист дела 32-33). Кроме того, было уточнено, что после окончания работ департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Сургута рассмотреть и предложить места для размещения специализированных киосков.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Мэра г.Сургута от 03.12.2002 № 317 «Об утверждении порядка подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков на территории города, Положения о Земельной комиссии, состава земельной комиссии» (далее – Постановление от 03.12.2002 № 317) Постановление Мэра г.Сургута от 02.02.2001 № 18, утвердившее Регламент, утратило силу с момента подписания данного документа.

Пунктом 5 Постановления от 03.12.2002 № 317 установлено, что оформление документов на основании заявлений о предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, зарегистрированных в Департаменте имущественных и земельных отношений до вступления в силу настоящего постановления, производится в соответствии с ранее действующим Порядком (то есть, Регламентом оформления и согласования документов при изъятии и предоставлении земельных участков на территории города Сургута, утвержденным Постановлением Мэра г.Сургута от 02.02.2001 № 18).

Предварительное место размещения объекта согласовано (акт о выборе земельного участка № 82/04 от 18.04.2004 – лист дела 35) с Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Сургута; Территориальным отделом № 3 управления федерального   агентства кадастра объектов недвижимости по ХМАО - Югре; Центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора г. Сургута (заключение № 236 от 24.11.2005 – лист дела 23); ОГПН по г.Сургуту при ГУ ГоиЧС ХМАО (заключение № 280 – лист дела 27); Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (заключение № 416 от 10.04.2006 – лист дела 22); ФГУП «ЗапСибЗНИИЭП»  (письмо от 28.06.2005 № 095-655 -  лист дела 25).

Решением от 28.06.2005 № 475-III ГД Сургутская городская Дума утвердила Правила землепользования и застройки на территории г.Сургута (далее – Правила землепользования и застройки). В пункте 2 решения говорится, что действие правил распространяется на отношения, возникшие после вступления их в силу.

Все последующие действия (согласование акта о выборе земельного участка) производились в соответствием с разделом II Постановления от 03.12.2002 № 317, которым, вопреки утверждению суда первой инстанции, не предусмотрено торгов в форме конкурса.

В соответствии с пунктом 2.5 раздела II Постановления Департамент имущественных и земельных отношений проводит необходимые процедуры согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В материалах дела есть заключение № 180-09-06 от 25.09.2006 (лист дела 21),

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу n А75-6717/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также