Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 по делу n А75-7816/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

11 марта 2011 года

                                                        Дело №   А75-7816/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  03 марта 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  11 марта 2011 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей  Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания Бондарь И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10699/2010) Департамента имущественных отношений Администрации Нефтеюганского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.10.2010 по делу №  А75-7816/2010 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Андроновой Людмилы Петровны к Департаменту имущественных отношений Администрации Нефтеюганского района 3-е лицо: Администрация муниципального образования «Нефтеюганский район» о признании недействительным ненормативного правового акта,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Индивидуального предпринимателя Андроновой Л.П. – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Муниципального учреждения департамента имущественных отношений Нефтеюганского района – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Администрации муниципального образования «Нефтеюганский район» – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

 

Индивидуальный предприниматель Андронова Людмила Петровна (далее по тексту - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Нефтеюганский район с требованием о признании незаконным Уведомления от 02.07.2010 № 2781 об утрате преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения общей площадью 154 кв.м., расположенного по адресу: Нефтеюганский район, п. Юганская Обь, ул. Криворожская, строение 6, помещение 1.

Решением от 25.10.2010 по делу №  А75-7816/2010 требования предпринимателя были удовлетворены со ссылкой на отсутствие в действиях предпринимателя нарушения требований п.п. 2 п.9 ст. 4 Федерального закона № 159-ФЗ  в части установленного 30-дневного срока и необходимость применения к рассматриваемой ситуации положений Федерального закона № 178-ФЗ.

В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.

В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что договор по истечении 30 дней не подписан, поэтому п. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ применяться не может, так как спорные правоотношения урегулированы п. 4 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Департамента предприниматель выразил свое несогласие с доводами ответчика, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате и времени судебного разбирательства и не заявивших ходатайств об его отложении.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.

Как усматривается из материалов дела, между заинтересованным лицом и предпринимателем заключен договор аренды от 10.11.2009 № 88 в соответствии с которым предпринимателю передано в аренду нежилое помещение площадью 154,0 кв. м, расположенное по адресу: по адресу: Нефтеюганский район, п. Юганская Обь, ул. Криворожская, строение 6, помещение 1.

Предприниматель обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение вышеуказанного помещения в собственность.

Заинтересованное лицо, рассмотрев заявление предпринимателя, направило в его адрес уведомление от 07.05.2010 № 1948 с приложением решения о реализации объекта, а также проект договора купли-продажи недвижимого арендуемого имущества с указанием стоимости отчуждаемого имущества в размере 3 683 000 рублей.

Данные документы получены предпринимателем 14.05.2010.

Уведомлением от 24.05.2010 № 2173 заинтересованное лицо проинформировало предпринимателя, что рыночная стоимость отчуждаемого имущества составляет 3 669 000 рублей.

Письмом от 01.06.2010 № 47 предприниматель выразила согласие на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, при этом указав, что рыночная стоимость отчуждаемого имущества завышена.

Письмом от 10.06.2010 № 48 предприниматель известила Департамент о проведении независимой оценки рыночной стоимости указанного имущества.

Не согласившись с выкупной ценой недвижимого имущества, а также условиями договора, изложенными в пунктах 1.1, 6.2.2, 8.2, 8.3 предприниматель в целях досудебного порядка урегулирования разногласий направила в Департамент письмо от 11.06.2010 № 49 предлагая свою редакцию спорных пунктов.

Письмом от 02.07.2010 № 2781 Департамент уведомил предпринимателя, о том, что    по    истечении     30-и     дней    со    дня    получения    предложения,    проекта    договора купли-продажи и неподписания договора в указанный срок преимущественное право на приобретение арендуемого имущества утрачено.

Предприниматель, не согласившись с Уведомлением от 02.07.2010г., обратилась в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.

Решением от 25.10.2010 по делу №  А75-7816/2010 требования предпринимателя были удовлетворены.

Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления этого закона в силу, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

   Согласно статье 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

            Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества регламентирован в статье 4 вышеназванного Федерального закона № 159-ФЗ.

Пунктами 1, 2 вышеуказанной статьи установлено, что орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 указанного закона.

 В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», уполномоченные органы направляют арендаторам, субъектам малого и среднего предпринимательства копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.

   В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества (часть 4 статьи 4 Закона N 159-ФЗ), в противном случае субъекты малого или среднего предпринимательства утрачивают данное право (пункт 2 части 9 статьи 4 Закона N 159-ФЗ), а уполномоченный орган вносит изменения в принятое решение об условиях приватизации арендуемого имущества в части использования способов его приватизации либо отменяет это решение (часть 10 статьи 4 Закона N 159-ФЗ).

Федеральный закон № 159-ФЗ не предусматривает специальной процедуры, связанной с заключением договора, поэтому в данной ситуации подлежат применению положения главы 28 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

 В силу пункта 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

 Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Как усматривается из материалов дела, заинтересованное лицо направило предпринимателю предложение о реализации преимущественного права выкупа спорного имущества, приложив проект договора купли-продажи.

Предложение о реализации преимущественного права предпринимателем получено  14.05.2010 , однако, договор в установленный законом срок им не подписан. Между тем, письмом от 01.06.2010 № 47, то есть до истечения 30-дневного срока, предприниматель выразила согласие на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, указав при этом, что рыночная стоимость имущества завышена.

11.06.2010 (также до истечения установленного Законом 30-дневного срока) предприниматель направила в Департамент письмо об урегулировании разногласий, указав при этом на несогласие с условиями пунктов 1.1, 3.1, 6.2.2, 8.2, 8.3 Договора, направленного в ее адрес Департаментом.

Оценивая указанные обстоятельства, апелляционная инстанция считает, что у заинтересованного лица не имелось оснований выносить спорное Уведомление и лишать заявителя преимущественного права на выкуп арендуемого имущества, поскольку предприниматель не отказывалась от приобретения арендованного имущества, а воспользовался правом, установленным статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ,  на согласование цены приобретаемого имущества до уровня его рыночной стоимости.

Следовательно, оспариваемый отказ Департмента в реализации преимущественного права заявителя на выкуп арендуемого ею помещения, оформленный Уведомлением от 02.07.2010г., не соответствует действующему законодательству, а доводы приведенные в апелляционной жалобе основаны на неверной трактовке положений п.9 ст. 4 Федерального закона № 159-Ф.

Указанный подход к существу спорного вопроса соответствует сложившейся арбитражной практике (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу А03-4525/2010 от 12.11.2010г., Постановление Второго арбитражного апелляционного суда по делу А82-18280/2009 -8 от 17.12.2010г.)

Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованны.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.10.2010 по делу №  А75-7816/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации Нефтеюганского района – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.А. Золотова

Судьи

А.Н. Лотов

О.А. Сидоренко

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 по делу n А46-14180/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также