Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 по делу n А70-7270/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

23 ноября 2010 года

                                                        Дело №   А70-7270/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.,

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8148/2010) инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 (далее – ИФНС России по г. Тюмени № 1; Инспекция; налоговый орган)

на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.08.2010 по делу № А70-7270/2010 (судья Свидерская И.Г.), принятое

по заявлению индивидуального предпринимателя Пожарского Алексея Анатольевича (далее – заявитель)

к ИФНС России по г. Тюмени № 1,

об обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога в размере 55 197 руб.,

о взыскании пени за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога в размере 398 руб.,

при участии в судебном заседании:

от предпринимателя – представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего спора извещено надлежащим образом;

от Инспекции – представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего спора извещено надлежащим образом,

установил:

 

индивидуальный предприниматель Пожарский А.А. обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к ИФНС России по г. Тюмени № 1, в котором просил обязать возвратить сумму излишне уплаченного налога в размере 55 197 руб., а также о взыскании пени за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога в размере 398 руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.08.2010 заявление предпринимателя удовлетворено.

В обоснование принятого судебного акта, суд первой инстанции указал на отсутствие у налогового органа правовых оснований для отказа в возвращении излишне уплаченного налога.

Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС России по г. Тюмени № 1 обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт – об отказе удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя апелляционной жалобы, заявление предпринимателя о возврате излишне уплаченных денежных средств должен рассматривать орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства, явку своего представителя не обеспечила. Ходатайствовала о рассмотрении настоящего дела в порядке апелляционного производства в ее отсутствие. Названное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.

Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Данное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.

На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Индивидуальным предпринимателем Пожарским А.А. при уплате единого налога на вмененный доход за 4 квартал 2009 года по платежному поручению № 50 от 18.01.2010 (л.д. 7) были перечислены денежные средства в размере 55 197 руб. на ошибочно указанный код бюджетной классификации (далее – КБК) 18210202010061000160, в связи с чем им в адрес органа Пенсионного фонда РФ было направлено заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов (л.д. 12).

05.07.2010 орган Пенсионного фонда РФ письмом № 11/7433 сообщил заявителю о том, что уплаченные взносы учтены по КБК с главой 182, администрирование которых возложено на налоговые органы (л.д. 13).

Индивидуальный предприниматель Пожарский А.А. направил в адрес налогового органа заявление о возврате указанного платежа на его расчетный счет (л.д. 10).

По итогам рассмотрения заявления Инспекция вынесла решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 14.05.2010 № 19666 (л.д. 11), мотивированное отсутствием правовых оснований для проведения зачетов (возвратов) в части страховых взносов и предложила обратиться с соответствующим заявлением в орган Пенсионного Фонда РФ.

Полагая, что решение ИФНС России по г. Тюмени № 1 нарушает права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

18.08.2010 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В силу статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Обеспечение исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и целевого использования средств обязательного пенсионного страхования, управление средствами этого бюджета, а также контроль за их расходованием осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и бюджетным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлено право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Однако до 01.01.2010 года законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании не были установлены ни порядок осуществления возврата сумм страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, ни порядок зачета (возврата) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаты процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и источники уплаты этих процентов. Также не установлен и порядок уточнения платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации при обнаружении плательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление этого платежа.

Учитывая сложившуюся арбитражную практику, а также Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 № 2776/06 и № 4240/06, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2008 № 3722/08, а также руководствуясь нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, Министерством финансов РФ в Письме от 12.05.2008 № 03-02-07/2-87, направленном в ФНС России, рекомендовано налоговым органам принимать решения о возврате (зачете) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном пунктом 7 статьи 45, статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

С принятием Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) правоотношения по зачету или возврату сумм излишне уплаченных и излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов – урегулированы. Суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету - (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Вместе с тем на основании статьи 6 и пункта 2 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 1.07.2007 № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», от 25.11.2008 № 214-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», от 30.11.2009 № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», в частности, уточнены бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета и администраторов доходов бюджета.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета; бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 № ММ-3-1/643@) «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» на территориальные органы Федеральной налоговой службы, поименованные в приложении № 1 к данному Приказу (в т.ч. ИФНС по г. Тюмени № 1), возложены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая служба», в том числе полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, принятие решений о зачете (уточнении) платежей и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 №  ММ-3-1/643@ за территориальными органами Федеральной налоговой службы закреплены источники доходов бюджетов бюджетной системы РФ согласно приложению № 2 к настоящему Приказу, где под № 19, 20 указаны страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Администратор доходов бюджета согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В числе бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, определенных пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указаны полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручений в органы Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлению соответствующих уведомлений в органы Федерального казначейства. Администратор доходов бюджета осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

На основании изложенного, учитывая, что ИФНС России по г. Тюмени № 1 согласно пунктам 19, 20 приложения № 2 к Приказу ФНС России от 05.12.2008 №  ММ-3-1/643@ после 01.01.2010 является администратором доходов бюджета Пенсионного фонда РФ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, заинтересованное лицо обладает полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных)

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 по делу n А75-7182/2010. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также