Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2008 по делу n А75-1014/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 28 июля 2008 года Дело № А75-1014/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2008 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сидоренко О.А. судей Кливера Е.П., Ивановой Н.Е. при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тайченачевым П.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-3163/2008, 08АП-3340/2008) соответственно Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, инспекции Федеральной налоговой службы по городу Радужному Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07.05.2008 по делу № А75-1014/2008 (судья Кущева Т.П.), по заявлению унитарного муниципального предприятия «Радужныйтеплосеть» к Управлению Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, инспекции Федеральной налоговой службы по городу Радужному Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании частично недействительными решений: от 19.12.2007 № 22/441, от 02.04.2007 № 24а при участии в судебном заседании представителей: от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – Мандабура В.В. по доверенности от 07.07.2008 сроком действия один год; от унитарного муниципального предприятия «Радужныйтеплосеть» – Заболотин А.Н. по доверенности от 05.02.2008 № 196 сроком действия до 31.12.2008; от инспекции Федеральной налоговой службы по городу Радужному Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – Соколова И.В. по доверенности от 21.09.2007 № 6 сроком действия один год; Мандабура В.В. по доверенность от 15.01.2008 № 1 сроком действия один год; УСТАНОВИЛ:
Решением от 07.05.2008 по делу № А75-1014/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа частично удовлетворил требования унитарного муниципального предприятия «Радужныйтеплосеть» (далее по тексту – УМП РТС, Предприятие, налогоплательщик), признал решение Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – УФНС РФ по ХМАО-Югре, Управление) от 19.12.2007 года № 22/441 и решение инспекции Федеральной налоговой службы по городу Радужному Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту – ИФНС РФ по г. Радужному ХМАО-Югры, налоговый орган) от 02.04.2007 № 24 «А» недействительными в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 3 104 955 руб. 59 коп., а также пени и налоговых санкций, исчисленных на указанную сумму налога, как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении остальной части требований суд отказал. Удовлетворяя требования Предприятия, суд первой инстанции указал на соблюдение налогоплательщиком всех предусмотренных статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации условий для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику – ООО «Оазис», представление налоговому органу всех необходимых документов, подтверждающих приобретение товара, его оплату и принятие его на учет. Вывод налогового органа об отсутствии ООО «Оазис» по месту регистрации противоречит утверждениям налогового органа о предоставлении обществом налоговой декларации за 2005-2006 годы. Уклонение поставщика от перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость, полученного от покупателя товара, само по себе, вне связи с другими обстоятельствами не является основанием для неприменения налогового вычета. Иные доказательства, которые свидетельствовали о том, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности и осторожности при выборе поставщика, определении способа расчета за полученный от него товар, налоговым органом не представлены. Отказ в удовлетворении требований Предприятия, суд мотивировал тем, что к представленным в обоснование принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость уведомлениям о проведении взаимозачета: от 30.09.2005 № 9, от 31.12.2004 № 12, налогоплательщиком не представлены доказательства того, какие встречные однородные обязательства были зачтены, доказательства наличия вообще каких-либо обязательств между сторонами. Управление и налоговый орган в апелляционных жалобах просят решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований Предприятия и принять в этой части по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Управление считает, что судом первой инстанции не исследован вопрос реальности хозяйственных операций Предприятия с ООО «Оазис», не принята во внимание совокупность доказательств по результатам встречной проверки ООО «Оазис», представленных налоговым органом: отсутствие ООО «Оазис» по адресу регистрации; непредставление документов по встречной проверке; неуплата налога в бюджет; отсутствие лиц, ответственных за хозяйственную деятельность; реальность хозяйственных операций, а также тот факт, что ООО «Оазис» не является плательщиком налога на добавленную стоимость, так как применяет упрощенную систему налогообложения. Налоговый орган в апелляционной жалобе ссылается на те же обстоятельства, что и Управление в своей апелляционной жалобе, полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Предприятие не проявило должной осмотрительности при выборе контрагента, получило необоснованную налоговую выгоду. Предприятие в соответствии с представленным суду письменным отзывом на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционные жалобы – не подлежащими удовлетворению. В заседании суда апелляционной инстанции представители Управления и налогового органа поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда в обжалуемой ими части отменить. Представитель Предприятия в заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционных жалоб отказать. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв, установил следующие обстоятельства. ИФНС РФ по г.Радужному ХМАО-Югры была проведена выездная налоговая проверка Предприятия по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, исчисления и своевременности уплаты в бюджет, выявления схем уклонения от налогообложения, а также правомерности применения предусмотренных законодательством льгот, в том числе по налогу на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС) за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, по результатам которой был составлен акт выездной налоговой проверки от 28.02.2007 № 24. В ходе проверки налоговым органом была установлена неполная уплата НДС в сумме 4 617 273 руб. и налога на прибыль в сумме 170 331 руб. 02.04.2007 по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и письменных возражений налогоплательщика налоговым органом было принято решение № 24 «а» о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Предприятие привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС и налога на прибыль. Кроме того, данным решением налогоплательщику предложено уплатить сумму недоимки по НДС и налогу на прибыль, а также пени, исчисленные за их несвоевременную уплату. Предприятие, не согласившись с данным решением, оспорило его в апелляционном порядке в УФНС по ХМАО – Югре. Решением Управления от 19.12.2007 № 22/441 решение ИФНС РФ по г. Радужному ХМАО – Югры оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения. Предприятие, полагая, что решение ИФНС РФ по г.Радужному ХМАО – Югры и решение УФНС РФ по ХМАО – Югре, в части доначисления НДС в сумме 3 341 614 руб. 62 коп., начисления налоговых санкций в сумме 668 332 руб. 92 коп. по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС, а также начисления соответствующей суммы пеней за несвоевременную уплату НДС, противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с требованием о признании решений недействительными в указанной части. Решением суда первой инстанции требования Предприятия удовлетворены частично – НДС в сумме 3 104 955 руб. 59 коп., а также соответствующих сумм пеней и налоговых санкций. В удовлетворении остальной части требований судом отказано. Означенное решение обжалуется Управлением и налоговым органом в суд апелляционной инстанции в части удовлетворения требований Предприятия. В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Поскольку лицами, участвующими в деле возражений не заявлено, суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой Управлением и налоговым органом части. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса. Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов. В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, является счет-фактура. Таким образом, в соответствии с нормами действующего в проверяемый период (2004-2005 года) законодательства, основанием для принятия сумм НДС к вычету являются приобретение товара, уплата в составе его цены НДС, и принятие товара не учет, а также представление документов, подтверждающих эти обстоятельства. Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, Предприятием в период 2004-2005 годов у ООО «Оазис» был приобретен товар, оплачен и принят Предприятием на учет, что подтверждается представленными Предприятием налоговому органу счетами-фактурами, платежными поручениями. Налоговым органом данные обстоятельства не оспариваются, каких-либо недочетов в представленных налогоплательщиком документах выявлено не было. В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Таким образом, Предприятием соблюдены предусмотренные законом условия для принятия к вычету НДС в сумме 3 104 955 руб. 59 коп. по счетам-фактурам ООО «Оазис». Доводы налогового органа, основанные на том, что контрагент Общества – ООО «Оазис» отсутствует по адресу регистрации; не представил документы по встречной проверке; не уплачивает налоги в бюджет; судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.10.2003 № 329-О, истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения поставщиками товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, обязанностей, установленных пунктом 1 и пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, по уплате в бюджет сумм налога, выставленных ими в счете-фактуре и оплаченных Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу n А70-735/8-2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|