Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу n А70-1317/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 сентября 2010 года

                                                        Дело №   А70-1317/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  14 сентября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  21 сентября 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей  Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6034/2010) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.05.2010 по делу №  А70-1317/2010 (судья Стафеев С.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Чугиной Станиславы Николаевны к Департаменту имущественных отношений Тюменской области  о признании недействительным ответа Департамента имущественных отношений Тюменской области от 17.12.2009 исх. № 091217003/10-1; о признании права на получение в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Гранитная, прилегающего к д. 4, с видами разрешенного использования: «под часть здания «магазин смешанных товаров с фотосалоном», благоустроенной прилегающей территории и парковки», общей примерной площадью 450 кв.м. и обязании ответчика предоставить указанный земельный участок  в аренду,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Департамента имущественных отношений Тюменской области – Сергеева У.В. по доверенности № 13750/08-3 от 28.12.2009 сроком действия на 1 год (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);

от индивидуального предпринимателя Чугиной Станиславы Николаевны –  Семенов А.В. по доверенности от 26.01.2010 сроком действия на 3 года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

установил:

 

индивидуальный предприниматель Чугина Станислава Николаевна (далее – ИП Чугина С.Н., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее –Департамент, заинтересованное лицо), в котором просило признать недействительным решение Департамента от 17.12.2009 исх. № 091217003/10-1, а также признать право на получение в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Гранитная, прилегающего к д. 4 и обязать представить указанный земельный участок в аренду с определением вида разрешенного использования земельного участка: под благоустроенную территорию и парковку (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.05.2010 по делу № А70-1317/2010 заявленные предпринимателем требовании удовлетворены частично: признано незаконным решение Департамента от 17.12.2009 исх. № 091217003/10-1; на Департамент возложена обязанность в установленном порядке рассмотреть заявление ИП Чугиной С.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении в аренду для обслуживания благоустроенной прилегающей территории и парковки по адресу: . Тюмень, ул. Гранитная, 4.

Департамент с решением суда первой инстанции не согласился и обжаловал его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

ИП Чугиной С.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 72:23:02 16 0004:0193, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Гранитная-Победы, 4/35, разрешенное использование: для строительства магазина смешанных товаров с фотосалоном, категория земель, земли поселений (свидетельство о государственной регистрации права 72 НК 485733 – л.д. 30).

На данном земельном участке расположен объект незаверенного строительства, который также принадлежит на праве собственности ИП Чугиной С.Н. назначение: нежилое, 2-этажный (подземных этажей -1), площадь застройки 467, лит. Б (свидетельство о государственной регистрации права 72 НЛ 222813 – л.д. 34).

Часть здания (объекта незавершенного строительства), а именно часть ступеней входной группы, при производстве строительных работ была вынесена за пределы земельного участка, предоставленного для строительства.

28.09.2009 ИП Чугина С.Н. обратилась в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предоставления в аренду для обслуживания части здания, благоустроенной прилегающей территории и парковки по адресу: г. Тюмень, ул. Гранитная, 4.

В последствии предприниматель дважды обращалась в Департамент с заявлениями об уточнении и дополнении указанного выше заявления. В соответствии с последним уточнением ИП Чугина С.Н. просила Департамент утвердить схему расположения земельного участка и предоставить земельный участок в аренду для обслуживания части здания, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Гранитная д.4  благоустройства прилегающей территории и парковки.

Письмом от 17.12.2009 № 091217003/10-1 Департамент сообщил, что формирование границ земельного участка невозможно, поскольку градостроительными регламентами, разрешенное использование «для обслуживания части здания, благоустройства прилегающей территории и парковки» не предусмотрено.

Предприниматель, считая неправомерным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента от 17.12.2009 № 091217003/10-1 и предоставлении этого земельного участка в аренду.

Суд первой инстанции требования предпринимателя в части признания незаконным спорного решения об отказе удовлетворил на том основании, что Департаментом не был соблюден порядок принятия такого решения. Как указал суд, на Департамент возложены функции по приему заявлений о предоставлении земельного участка и приложенных к нему документов, проверки их достаточности, соответствия их требованиям законодательства, однако решение о предоставлении земельного участка Департамент принимает на основании решения Совместной комиссии, что предусмотрено Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 № 144-п.

По таким основаниям, в целях восстановления нарушенного права предпринимателя, суд первой инстанции обязал Департамент рассмотреть заявление ИП Чугиной С.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства: часть входной группы здания предпринимателя расположена за границами основного земельного участка, права на который имеются у ИП Чугиной С.Н., между тем, действующим законодательством не предусмотрено оснований для предоставления земельного участка под частью здания; Правилами землепользования и застройки города Тюмени не установлено такого вида разрешенного использования как «под часть здания»; при производстве строительных работ предпринимателем были нарушены положения Градостроительного кодекса Российской Федерации; земельный участок, который испрашивает предприниматель, должным образом не индивидуализирован.

Также заинтересованное лицо в апелляционной жалобе указало, что суд первой инстанции неправомерно обязал Департамент заново рассмотреть заявление предпринимателя об утверждении схемы земельного участка и предоставления его в аренды, так как ИП Чугина С.Н. такого требования не заявляла, а суд самостоятельно не может изменить основания и предмет иска.

Кроме того, Департамент считает, что поскольку было выявлено расположение части входной группы здания за границами основного земельного участка, принадлежащего предпринимателю на праве собственности, то в соответствии  со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации у Департамента не было возможности подготовить схему расположения испрашиваемого земельного участка и не было возможности поставить в установленном порядке вопрос о согласовании схемы расположения земельного участка.

ИП Чугина С.Н. представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала на необоснованность доводов заинтересованного лица, а также на отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции. Предприниматель считает, что судом первой инстанции был сделан правомерный вывод о нарушении порядка принятия решения об отказе в утверждении схемы земельного участка.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей Департамента и предпринимателя, поддержавших доводы и возражения в соответствующих частях

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (часть 2).

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением      об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (часть 4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5).

Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007г. № 144-п утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков на территории административного центра Тюменской области муниципального образования городской округ г. Тюмень, а также земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, независимо от места их расположения (далее по тексту - Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения решение о предоставлении земельного участка принимает Департамент на основании решения Совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам (далее по тексту - Совместная комиссия).

В соответствии с пунктом 61 Положения заявитель для предоставления земельного участка для иных целей, не связанных со строительством, в том числе предоставления земельного участка под самовольно возведенным (реконструированным) объектом недвижимости, предоставления садового, огородного или дачного земельного участка, предоставления земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, для ведения личного подсобного хозяйства, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности подает в Департамент заявление о предоставлении земельного участка.

В силу пункта 63 решение о предоставлении земельного участка для иных целей, не связанных со строительством, принимается Департаментом на основании решения Совместной комиссии в порядке, установленном главами VIII, IX настоящего Положения в зависимости от того, выполнены в отношении земельного участка кадастровые работы и осуществлен его государственный кадастровый учет, указанный в заявлении, либо не выполнены в отношении земельного участка кадастровые работы и не осуществлен его государственный кадастровый учет.

Таким образом, судом первой инстанции верно указано, что, поскольку земельный участок, испрашиваемый предпринимателем, не поставлен на государственный кадастровый учет, заявление о его предоставлении подлежит рассмотрению в порядке, установленном главой IX Положения.

В соответствии с пунктом 56 Положения Департамент проверяет наличие и достаточность прилагаемых к заявлению документов, соответствие их требованиям законодательства, полномочия лица, подавшего заявление. В случае отсутствия каких-либо документов Департамент отказывает в принятии заявления.

Согласно пункта 57 Положения Департамент готовит проект границ земельного участка либо схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, в отношении которых Совместной комиссией принято решение о его предоставлении, и в течение 5 (пяти) дней с момента принятия данного решения издает распоряжение об утверждении проекта границ указанного земельного участка либо схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Распоряжение в течение 5 (пяти) дней с момента его издания направляется Заявителю для выполнения им за свой счет установления на местности границ земельного участка, описания земельного участка в целях подготовки землеустроительного дела и его государственного кадастрового учета.

В случае принятия Совместной комиссией решения об отказе в предоставлении земельного участка Департамент направляет заявителю письменный отказ с указанием причин.

Таким образом, из вышеперечисленных норм следует, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что в соответствии с

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу n А46-120/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также