Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2010 по делу n А70-2155/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 13 сентября 2010 года Дело № А70-2155/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Глухих А.Н., судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кокориной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6101/2010) Администрации Тюменского муниципального района на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2010 по делу № А70-2155/2010 (судья Клат Е.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Мастер Века» к Администрации Тюменского муниципального района, третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Управление автомобильных дорог» о взыскании 4 172 871 руб. 76 коп., при участии в судебном заседании представителей: от Администрации Тюменского муниципального района – представитель не явился, извещено; от общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Мастер Века» – представитель Хабаров А.В. (доверенность от 17.03.2010 сроком действия один год); от Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Управление автомобильных дорог» – представитель не явился, извещено; установил:
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Мастер Века» (далее - ООО СК «Мастер Века», истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Администрации Тюменского муниципального района (далее - ответчик) о взыскании задолженности по муниципальному контракту № 453/09 от 26.08.2009 года в размере 4 172 871,76 рублей (л.д. 6-8). Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2010 по делу № А70-2155/2010 исковые требования удовлетворены. С Администрации Тюменского муниципального района в пользу ООО СК «Мастер Века» взыскано 4 172 871 руб. 76 коп. основного долга, а также 43 864 руб. 46 коп. расходов по уплаченной государственной пошлине. Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, Администрация Тюменского муниципального района в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что акты приема выполненных работ № 1/1 и №1/2 за ноября 2009 года подписаны подрядчиком, техническим заказчиком и главой Чернышевского МО. При этом, глава Чернышевского МО не является стороной контракта, не уполномочен со стороны Администрации Тюменского муниципального района на приемку работ. Отмечает, что в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация Тюменского муниципального района освобождена от уплаты государственной пошлины. Заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя. От ООО СК «Мастер Века» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Суд в порядке статей 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса, тем самым удовлетворив ходатайство ответчика. Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, не находит оснований для его отмены или изменения. Как следует из материалов дела, 26.08.2009 между Администрацией Тюменского муниципального района (далее – муниципальный заказчик), ГБУ ТО «Управление автомобильных дорог» (далее – технический заказчик) и ООО СК «Мастер Века» (далее – подрядчик) заключен муниципальный контракт № 453/09, в соответствии с которым подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по ремонту автомобильных дорог местного значения Червишевского МО (д.б.Акияры, ул. Заречная) Тюменского муниципального района, согласно проектно-сметной документации и условиям настоящего контракта, технический заказчик обязался принять выполненные работы, а муниципальный заказчик обязался в свою очередь оплатить выполненные работы на основании документов оформленных в соответствии с условиями контракта (л.д. 18-24). Приложением № 1 к муниципальному контракту № 453/09 от 26.08.2009, стороны согласовали сроки производства работ. В соответствии с пунктом 5 муниципального контракта № 453/09 от 26.08.2009, цена контракта составляет 4 440 438 руб. 17 коп. Согласно пункту 3.10 муниципального контракта № 453/09 от 26.08.2009, технический заказчик назначает своего представителя в лице заместителя начальника СРРиС ГБУ ТО УАД Лусикова А.В., который с момента заключения контракта будет принимать непосредственное участие в регулировании деятельности по объекту, принимать исполненные объемы, подписывать формы КС-2 и визировать формы КС-3. Во исполнение указанного муниципального контракта № 453/09 от 26.08.2009 истцом выполнены работы на сумму 4 172 871 руб. 76 коп., о чем свидетельствуют акты приемки выполненных работ №1/1 и № 1/2 за ноябрь 2009, подписанные представителями подрядчика, технического заказчика и главой Червишевского МО, а также справка о стоимости выполненных работ и затрат № 1 за ноябрь 2009 года. На основании выше обозначенных документов 18.11.2009, 18.12.2009 подрядчиком на оплату выполненных работ были выставлены счета № 16, 17 на сумму 4 172 871 руб. 76 коп. 09.12.2009, 21.12.2009 истцом в адрес структурных подразделений Администрации Тюменского муниципального района были направлены сопроводительные письма с приложением акта приемки выполненных работ, акта ввода объекта в эксплуатацию, счета-фактуры. Данные письма, согласно оттискам штампа, были получены администрацией 09.12.2010, 21.12.2009 соответственно. Кроме того, 05.04.2010 истцом в адрес Администрации Тюменского муниципального района было направлено письмо, с приложением актов приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, счета-фактуры № 17 от 18.11.2009, счета № 16 от 18.12.2009, акта ввода объекта в эксплуатацию. Указанное письмо, согласно оттиску штампа было получено Администрацией Тюменского муниципального района 05.04.2010 года. В соответствии с пунктом 5 контракта № 453/09 от 26.08.2009, оплата за фактический объем выполненных работ осуществляется муниципальным заказчиком по заявке технического заказчика в течение 10 банковских дней, на основании представленных подрядчиком следующих документов: актов приемки выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ, счетов-фактур, счетов на оплату. Окончательные расчеты за вычетом промежуточных платежей осуществляются муниципальным заказчиком в течение 10 банковских дней, на основании документов указанных в пункте 5.3. контракта № 453/09 от 26.08.2009 при условии передачи техническим заказчиком исполнительно-технической документации и акта ввода объекта в эксплуатацию подрядчиком. Однако, муниципальный заказчик, акт приемки законченного ремонтом объекта от подрядчика и акт передачи в эксплуатацию законченного ремонтом объекта от 08.11.2009 не подписал, оплату выполненных работ не произвел. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО СК «Мастер Века» в суд с настоящим иском. Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее. Статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. По правилам статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ). Суд первой инстанции обоснованно признал договор подряда № 08/09 от 01.04.2009 заключенным, применив к нему положения главы 37 ГК РФ, поскольку стороны достигли соглашения по всем существенным для договора подряда условиям, договор подписан уполномоченными лицами, действующему законодательству условия договора не противоречат. В соответствии со статьей 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Согласно статье 746 ГК РФ, оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ. В силу статьи 711 ГК РФ основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача подрядчиком результата работ заказчику. Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Указанная норма означает, что оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ. Учитывая положения пункта 8 Информационного письма от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда», следует, что оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты, на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ. В подтверждение факта выполнения работ по муниципальному контракту № 453/09 от 26.08.2009 истцом в материалы дела представлены акты приемки выполненных работ №1/1 и № 1/2 за ноябрь 2009, подписанные представителями подрядчика, технического заказчика и главой Червишевского МО. Оценивая доводы ответчика о том, что указанные акты являются ненадлежащим доказательством выполнения работ ввиду их неподписания со стороны муниципального заказчика, суд апелляционной инстанции учел следующее. Согласно пункту 4.2 муниципального контракта № 453/09 от 26.08.2009 муниципальный заказчик (истец) вправе участвовать в приемке законченных ремонтными работами объектов и ввода их в эксплуатацию. При этом, положения указанного договора предусматривают обязательный порядок приема выполненных работ лишь для подрядчика и технического заказчика. Истец возражений относительно выполненных работ во время составления актов приемки № 1/1 и1/2 за ноябрь 2009 года и в последующем не представил. Как следует из материалов дела, акт приемки выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ подписаны полномочными представителями подрядчика и технического заказчика без претензий и замечаний, указанные ответчиком в отзыве на иск недостатки не были зафиксированы в данных документах. Кроме того, как следует из пункта 3.7. муниципального контракта № 453/09 от 26.08.2009, технический заказчик, при выявлении фактов нарушения подрядчиком технологии производства работ, отступлений от требований к качеству работ, предусмотренных технической документацией и обязательными для сторон требованиями СНиП, дает предписание подрядчику о приостановке работ до устранения выявленных нарушений, устанавливает сроки устранения этих нарушений (дефектов) и делает соответствующую запись в журнале производства работ. Вместе с тем, ответчиком, в нарушение требований, установленных статьей 65 АПК РФ, статьями 720, 721, 723, 748 ГК РФ, не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии недостатков в выполненных работ, с соответствующим их отражением в предписании о приостановке работ до устранения выявленных нарушений и журнале производства работ. Кроме того, суд также отмечает, что в силу пункта 5 статьи 720 ГК РФ, при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. На основании изложенного, стороны, реализуя, установленное законом право, могли, с учетом положений ст. 65, 82, 159 АПК РФ, заявить ходатайство о назначении экспертизы, с целью определения качества выполненных работ. Вместе с тем, стороны указанным правом не воспользовались, а, следовательно, с учетом статьи 9 АПК РФ, суд относит риск наступления несовершения указанного процессуального действия на сторон. На основании изложенного, ответчиком не представлено доказательств невыполнения или ненадлежащего выполнения со стороны истца работ, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования. В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Законодательством Российской Федерации не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет отказ истцу в возмещении его судебных расходов. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 20 мая 2010 года по делу № А70-2155/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий А.Н. Глухих Судьи Л.И. Еникеева Т.А. Зиновьева Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2010 по делу n А81-670/2010. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|