Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2010 по делу n А46-4437/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 06 сентября 2010 года Дело № А46-4437/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Еникеевой Л.И., судей Солодкевич Ю.М., Шаровой Н.А., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кокориной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5522/2010) Прокурора Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 01.06.2010 по делу № А46-4437/2010 (судья Гущин А.И.), принятое по иску Прокурора Омской области к Администрации Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, обществу с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» о признании недействительным договора, применении последствий недействительности ничтожной сделки,
при участии в судебном заседании прокурора отдела прокуратуры Омской области Марченко Т.В. (удостоверение); установил: Первый заместитель прокурора Омской области на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к Администрации Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области (далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (далее -ООО «Росгосстрах») о признании недействительным в силу ничтожности договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств № 21 от 16.10.2009, заключенного между ответчиками, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав ООО «Росгосстрах» возвратить Администрации страховую премию в размере 1 144 руб. Решением Арбитражного суда Омской области от 01.06.2010 по делу № А46-4437/2010 в удовлетворении иска отказано, поскольку нарушений положений Федерального закона № 94-ФЗ от 26.07.2006 не установлено, так как договор мог быть заключен баз проведения торгов. Не соглашаясь с решением суда, первый заместитель прокурора Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что ответчиками при заключении договора № 21 от 16.10.2009 нарушены требования части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающие обязательное проведение торгов при заключении сделок. По мнению подателя жалобы со ссылкой на судебную практику, статья 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ обязывает органы местного самоуправления заключать договоры на указанные в части 1 статьи финансовые услуги только путем проведения открытого конкурса (аукциона) вне зависимости от каких-либо иных факторов, в том числе от суммы, на которую буду оказываться услуги. Администрация Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области и ООО «Росгосстрах» письменные отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили. Представители ООО «Росгосстрах», Администрации, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 АПК РФ, в судебное заседание не явились (уведомления о вручении заказных писем приобщены к материалам дела). На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие. Представитель первого заместителя прокурора Омской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя первого заместителя прокурора Омской области, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.10.2009 между Администрацией Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области (страхователь) и ООО «Росгосстрах-Сибирь» (страховщик) заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств № 21 (л.д.14-15). ООО «Росгосстрах-Сибирь» реорганизовано путем присоединения с 01.01.2010 к ООО «Росгосстрах», что подтверждается решением единственного участника от 23.10.2009, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и свидетельством о прекращении деятельности ООО «Росгосстрах-Сибирь» (л.д. 83-86). В соответствии с пунктом 1.1 договора страхования № 21 от 16.10.2009 страхователь заявляет на обязательное страхование гражданскую ответственность владельцев транспортных средств перед третьими лицами (потерпевшие) и обязуется уплатить страховой платеж в установленный срок, а страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести выплату страхового возмещения в объеме и на условиях, предусмотренных Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Объектом страхования является в силу пункта 1.2 договора имущественные интересы страхователя, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ. Согласно пункту 4.1 договор считается заключенным с момента подписания его сторонами. Страховая премия по договору составила 1 144 руб. 63 коп. (пункт 3.3 договора) и была уплачена страхователем в полном объеме, что подтверждается поручением № 283 от 26.10.2009 (л.д.17). 26 октября 2009 года Администрации выдан страховой полис серии ВВВ № 049928996 обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства - автомобиля УАЗ 22069-04 со сроком действия до 20.04.2010 (л.д.16). Истец, полагая, что договор страхования № 21 от 16.10.2009 заключён с нарушением требований действующего законодательства без проведения конкурса и поэтому является недействительной (ничтожной) сделкой, обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с изложенными в обжалуемом решении выводами, считает, что иск не подлежит удовлетворению. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания, в том числе, финансовых услуг по страхованию ответственности. В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ) размещение заказов может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Согласно части 1 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в случае, если (пункт 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ): осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» расчёты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключённого между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. Согласно договору страхования № 21 от 16.10.2009 страховая премия составила 1 144 руб. 63 коп., то есть не превышает установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами - 100 000 рублей. Из системного толкования указанных норм права следует, что поскольку часть 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ устанавливает исключения из общего правила обязательного проведения конкурса или аукциона при размещении заказа для государственных или муниципальных нужд, данные исключения распространяются и на предусмотренные частью 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» случаи отбора федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами естественных монополий финансовых организаций для оказания, в том числе, финансовых услуг по страхованию ответственности, поскольку установление данных исключений имеет цель оптимизировать соотношение прав субъектов и экономической целесообразности расходов, связанных с проведением конкурса. В связи с этим суд апелляционной инстанции считает не соответствующим нормам закона довод заявителя жалобы о том, что статья 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» закрепляет прямую обязанность перечисленных в ней субъектов проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг страхования вне зависимости от стоимости таких услуг. Таким образом, договор страхования № 21 от 16.10.2009 заключен сторонами в полном соответствии с нормами действующего законодательства, оснований для признания его недействительным в силу статьи 168 ГК РФ, а также для применения последствий недействительности сделки в соответствии со статьей 167 ГК РФ не имеется. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 01.06.2010 по делу № А46-4437/2010 суд апелляционной инстанции не усматривает. Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба первого заместителя прокурора Омской области удовлетворению не подлежит. В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя, однако заявитель в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от оплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 01.06.2010 по делу № А46-4437/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Л.И. Еникеева Судьи Ю.М. Солодкевич Н.А. Шарова Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2010 по делу n А46-9756/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|