Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 по делу n А46-16037/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 15 июля 2010 года Дело № А46-16037/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.Е., судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4313/2010) Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 21.04.2010 по делу № А46-16037/2009 (судья Чулков Ю.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Завод ЖБИ-2» к Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу города Омска о признании недействительным решения № 10-18/8704 ДСП от 18.05.2009, при участии в судебном заседании представителей: от Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу города Омска - Василишин Р.В. (удостоверение № 640684 действительно до 31.12.2014, доверенность № 03/000089-3 от 12.01.2010 сроком действия по 12.01.2011); Котикова О.А. (удостоверение № 64074 действительно до 31.12.2014, доверенность № 03-16/016344 от 21.06.2010); от общества с ограниченной ответственностью «Завод ЖБИ-2» - Мотос А.А. (паспорт, доверенность б/н от 17.05.2009 сроком действия 3 года); установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Завод ЖБИ-2» (далее - ООО «Завод ЖБИ-2», налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска, налоговый орган, инспекция) № 10-18/8704 ДСП от 18.05.2009 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». Решением от 21.04.2010 по делу № А46-16037/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные ООО «Завод ЖБИ-2» требования, признав недействительным решение налогового органа № 10-18/8704 ДСП от 18.05.2009 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что применение при определении налоговой базы по земельному налогу кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанной на основании постановления от 19.12.2007 № 174-п, с внесенными в него изменениями постановлением от 26.11.2008 № 193-п, возможно лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Учитывая, что постановление от 19.12.2007 № 174-п опубликовано в издании «Омский вестник» от 30.11.2008 № 141, и по правилам статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступает в силу 31 декабря 2008 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу, то есть, начиная с 1 января 2009 года, применение его при исчислении налогового обязательства ООО «Завод ЖБИ-2» по земельному налогу за 3 квартал 2008 год является незаконным. Данная позиция относительно порядка вступления в действие норм, определяющих кадастровую стоимость земельных участков, по мнению суда, нашла также свое отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О. Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Инспекция в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование жалобы на следующее. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом ни налогоплательщик, ни налоговый орган не определяют самостоятельно кадастровую стоимость земельного участка, а руководствуются сведениями о кадастровой стоимость, которые представляются Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости. Налоговый орган считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О, указывая на то, что Конституционный суд не рассматривал вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации статьи 5 и главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации и, как следствие, не выявлял ее конституционно-правовой смысл. Кроме того, определение в соответствии со статьей 71 Федерального закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» не является итоговым решением Конституционного Суда Российской Федерации по существу вопроса, в связи с чем не может являться обязательным для арбитражного суда при разрешении конкретного дела. Не подлежит применению при рассмотрении настоящего дела указанное определение, по мнению инспекции, и в силу того, что оно не распространяется на правоотношения, возникшие до формирования правовой позиции, изложенной в этом определении, и ее закрепления. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска поддержали требования, заявленные в апелляционной жалобе. В письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Завод ЖБИ-2», заявленные в апелляционной жалобе требования отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей налогового органа и общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 30.12.2008 налогоплательщиком в налоговый орган представлен уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2008 года, согласно которому подлежащая уплате сумма авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2008 года составила 153 807 руб. Специалистами ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска была проведена камеральная налоговая проверка расчета авансовых платежей по земельному налогу Общества за 3 квартал 2008 года, по результатам которой составлен акт № 10-18/5843 ДСП от 07.04.2009. В ходе проверки налоговым органом было установлено, что кадастровая стоимость принадлежащих Обществу земельных участков, указанная в налоговом расчете по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2008 года, не соответствует кадастровой стоимости этих участков, указанной в Государственном кадастре недвижимости, внесенной в Государственный кадастр недвижимости Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п. 18.05.2009 заместитель начальника ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, вынес решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности № 10-18/8704 ДСП. Данным решением налоговый орган на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации отказал в привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислил сумму авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2008 года в размере 320 061 руб. Не согласившись с принятым решением, ООО «Завод ЖБИ-2» обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (далее – УФНС России по Омской области) с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой 29.06.2009 принято решение № 16-17/08700, оставившее решение инспекции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. ООО «Завод ЖБИ-2», полагая, что решение налогового органа не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании его недействительным в части. 21.04.2010 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего. Исходя из положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов при условии, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие). Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту. В соответствии с частью 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Из анализа вышеизложенных норм следует, что в заявлении об оспаривании ненормативных правовых актов заявителем должны быть указаны законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие). При рассмотрении заявления арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений и устанавливает их соответствие указанному заявителем закону или иному нормативному правовому акту, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Как следует из материалов дела, требования ООО «Завод ЖБИ-2» мотивированы тем, что, по мнению общества, постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, утвердившее средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования, в силу статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не должно применяться для целей налогообложения в 2008 году. Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ООО «Завод ЖБИ-2», исходил из того, что применение при определении налоговой базы по земельному налогу кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании Постановления от 19.12.2007 № 174-п, официально опубликованного 25.12.2007 в газете «Омский вестник» № 127, возможно лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно не ранее чем 25 января 2008 года и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу, то есть начиная с 1 января 2009 года. Суд первой инстанции отметил, что в Определении Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 № 165-О-О также указано на то, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения; вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом пункт 2 данной статьи устанавливает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Как видно из приведенных положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, вступление в силу налогового закона Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 по делу n А46-1021/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|